Показатели ожидаемой готовности первоклассников
Математика
АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: счет
Дети могут |
Примеры |
---|---|
устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 5-10, подбирая заданное устно учителем количество предметов |
Накройте на стол для четырех друзей |
подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10 |
например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/ песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10; |
описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 5 |
например, называя «чемпионов», тех, кто первый вошел в класс и т.п. |
оценивать "на глаз" и сравнивать группы предметов |
например, отвечая на вопрос учителя: "Где предметов больше?" |
вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 5 и даже от 1 до 10 |
например, отвечая на прямую просьбу учителя |
АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: Числа
Дети могут |
Примеры |
---|---|
узнавать некоторые числа (от 1 до 10) в непосредственном окружении |
например, на часах или на клавиатуре компьютера |
записывать (часто, каракулями) некоторые числа, которые получаются при счете предметов |
например, отвечая на прямую просьбу учителя |
моделировать числовые отношения в пределах 10 при выполнении действий с предметами и/или карточками с цифрами |
- Покажи карточку с цифрой, на один больше, чем 3 - Отними от этих кубиков два |
АРИФМЕТИКА. Величины
Дети могут |
Примеры |
|
---|---|---|
выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами |
размеры массы и вместимость температура |
“Мой карандаш длиннее”, ”Ее мешок тяжелее”, используя слова: длиннее, короче, больше, меньше, такой же, тяжелее; легче, пустой, полный, теплее, холоднее; Отдели пустые коробочки от полных, Расположи их по порядку и покажи, какой у тебя порядок! |
устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме рисунка |
Изобрази то, что было вчера, и что может случиться завтра; Объясни, что было сначала, а что потом |
|
ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические фигуры: Тела и формы
Дети могут |
Примеры |
---|---|
на основе сопоставления с реальными объектами сравнивать различные геометрические формы |
Покатятся ли объекты/ формы или же загромоздят дорогу? На что это больше похоже – на шкаф или мячик? |
не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники, шары, цилиндры), группировать их по ряду признаков |
например,по размерам и объему (большой/ маленький, высокий/ низенький, занимает много/ мало места и т.п.) и форме (круглый – с углами, “острый”) |
ГЕОМЕТРИЯ. Пространственные отношения
Дети могут |
Примеры |
---|---|
устанавливать и моделировать пространственные отношения: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий |
Встань рядом с Петей Встань сбоку от Коли. Маша, встань пред Олей и слева от Ани. |
описывать направления движения:вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и выполнять указания учителя и/или простой схемы |
Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко. Проводи кошку(см. рисунок 1) |
|
|
|
|
|
|
||
РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ
Язык. Речь
Дети могут |
Примеры |
---|---|
٧ описатьсвои потребности, чувства и мысли |
|
испытывать и демонстрировать любопытство и интерес §к печатному тексту, знакам, словам, символам §к книгам, рассказам, схемам, стихам, песням §к продуктам визуального ряда |
Экспериментируют и играют с написанием и “чтением” букв, слов, символов Ежедневно рисуют и делают“записи“ в своих альбомах Выбирают тексты для совместного чтения вслух или самостоятельного “перечитывания” Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев детских телепередач |
Звуки и Буквы
Дети могут |
Примеры |
---|---|
выделять звуки речи среди других звуков (музыкальных, природных, шумов и т.д.) |
например, во время прогулки по ближайшим окрестностям, или при прослушивании аудиозаписей |
отличать звуки в начале и окончании слов, узнавать первые и последние звуки в знакомых словах |
например, в собственных именах или сортируя карточки с рисунками или фотографиями знакомых детей |
стараться говорить ясно, чтобы быть понятым, экспериментировать с произношением слов |
например, меняя ударение |
различать символы, числа, буквы и слова |
Сортировка карточек: Отложи карточки -с картинками; - с буквами; - со словами; -со значками; - с цифрами; (см. рис. 3) |
писать буквы и наделять их значением |
например, в игре с песком, осязаемыми буквами и т.п. |
“читать” знакомые печатные знаки (например, дорожные знаки, этикетки, вывески и т.п.) |
Что означает этот знак? (см. рис. 3) |
"подписаться" рядом с соответствующей буквой своего имени, демонстрировать частичное знание букв алфавита |
Где твоя буква? Подбери картинки к знакомым буквам |
демонстрировать понимание направления письма (слева-направо) и делать попытки образовывать буквы четко и согласно принятым правилам их написания |
|
Словосочетания и предложения:
Дети могут |
Примеры |
---|---|
узнавать написанные слова из базового списка общеупотребительных слов, узнавать собственные имена и другие знакомые имена |
например, я, и, большой, собака, любит они могут “читать” наиболее простые и часто встречающиеся надписи и слова (например, стоп), подписи, сопровождающие иллюстрации в книге и т.п. |
экспериментировать с маркировкой слов |
группировать имена и объяснять, как они их сгруппировали |
продемонстрировать достаточный словарный запас и опыт речевой деятельности для того, чтобы адекватно откликнуться на приветствия, просьбы, вопросы, простые инструкции и объяснения |
· “Здравствуйте, дети! Садитесь.“ “Передай, мне, пожалуйста, книгу“, · ”Ты умеешь читать?“, “Возьмите карандаши“, · “Сейчас мы будем читать вот эту книжку. Откройте ее. Видите, как много здесь картинок, а слов почти совсем нет. Как вы думаете, если рядом с картинкой что-то написано, что это может быть? Правильно, это название предмета, который изображен на картинке. Давайте вместе прочитаем первое слово.” |
Слова и словобразование
Дети могут |
Примеры |
---|---|
использовать в устной речи простые, распространенные и нераспространенные, предложения с правильным порядком слов, строить предложения, в целом соблюдая грамматические нормы |
|
Высказывания и тексты (устная речь)
Дети могут |
Примеры |
---|---|
говорить о своих собственных рассказах, сочинениях, картинах и моделях |
например, пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, опыт проживания трудного дня или такого дня, когда они были огорчены) и т.п. |
слушать внимательно, чтобы продолжить пересказ и описать случившиеся события |
Кто продолжит рассказывать нам историю (по иллюстрированной книге) |
поддерживать беседу |
|
при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих |
|
задавать вопросы, и давать верные ответы |
|
٧ следоватьпростым инструкциям |
|
Окружающий мир
Человек и общество: Исторический блок
Дети могут |
Примеры |
---|---|
проявлять понимание того, что события прошлого могут оставлять «следы» в виде записей, предметов или их изображений и др. |
например, рассказывая о принесенных из дома «исторических» предметах, старых фотографиях и т.п., раскладывая по порядку фотографии бабушек и дедушек и т.п. |
осознавать, что жизнь людей началась задолго до появления самого ребенка |
например, расспрашивая и пересказывая о том, что было, когда его/ее еще не было на свете |
испытывать и демонстрировать любопытство и интерес к носителям информации о том, когда происходили те или иные события прошлого |
например, расспрашивая родителей, бабушек и дедушек, о том, какие они носили платья, в какие игры играли; рассматривая старые фотографии и т.п. |
проявлять понимание того, что существуют определенные периоды, на которые принято делить время; проявлять уверенное владение основными единицами времени (год, месяц) |
-Что больше – месяц или год? Сколько дней в неделе? В месяце? |
интуитивно различать реальные и фантастические факты |
например, раскладывая картинки с изображением реальных и фантастических животных или сортируя стихи, прочитанные учителем (см. рис 4) |
Человек и общество: обществоведческий блок
Дети могут |
Примеры |
---|---|
определить, из кого состоит семья, проявлять интерес к семейному укладу и традициям, описать свои семейные обязанности, рассказать, чем занимаются родители |
например, раскладывая по фотографии членов семьи, связывать их с ежедневными обязанностями |
описывать собственные ожидания от обучения в школе |
Ролевые игры с исполнением ролей учителя, директора, вожатого и т.д. |
демонстрировать дружелюбие, готовность взаимодействовать с одноклассниками |
|
называть страну, в которой живут, свой адрес |
|
назвать 1-2 праздника |
Выбери одну из поздравительных открыток и расскажи об этом праздник (рис.) |
Человек и Природа
Дети могут |
Примеры |
---|---|
следовать указаниям взрослых на прогулках в природе (не сорить, не рвать растения и т.п.) и в быту (выключать воду и свет) |
|
следовать указаниям родителей при выполнении режима дня, соблюдении основных правил личной гигиены |
|
следовать распоряжениям взрослых при движении по городу |
|
выделить среди предложенных изображений различных объектов живые и неживые тела, природные тела и изделия, сделанные человеком |
- Разложи картинки по временам года. - Какая погода бывает зимой? - Выбери одежду для лета. - Чем мы занимается осенью? - Когда, в какое время года, это бывает? - Угадай, кто это? - Угадай, как это называется? - Разложи картинки по кучкам и объясни, почему ты их так разложил? - Какие картинки ты положишь в стопку «Звери»? Кто живет в лесу? Найди домашних животных? Выбери больших зверей. Покажи грибы. Что сделано человеком? Как устроен человек? (см. рис. 6, 7, 8, 9) |
отвечать на вопросы о природных явлениях и объектах природы (погоде, сезонных явлениях, о внешнем виде растения или животного и т.п.) на основе собственных наблюдений |
|
указывать родовое название для однородных объектов: растения, звери, птицы, домашние животные, транспорт, орудия труда и т.п. |
|
сравнивать однородные объекты по 1-2 характерным признакам, например, размерам, месту обитания, дикий/домашний и т.д. |
|
называть некоторые растения и животных, отличать грибы (без указания названий); отличать части растений (ветви, цветок, листья); различать среди животных птиц, рыб и зверей |
|
привести примеры использования человеком некоторых природных ресурсов |
Где мы этим пользуемся? (см. рис. 10) |
различать и называть отдельные объекты рельефа и водоемы (гора, река, пруд, море) |
Путешествие по родным местам: что нам встречается на пути? (см. рис. 11) |
называть некоторые небесные тела (Солнце, Луна, звезды), отличать их от земных тел; связывать смену дня и ночи с восходом и заходом Солнца |
На какой картинке изображен день, а на какой – ночь? Как ты это узнал? (см. рис. 12) |
Материал подготовила: Кошкарёва С.В.