^Вернуться
  
  
  
Get Adobe Flash player

Баннеры

 

Портал государственных услуг Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

МАУ Ленинск-Кузнецкий МФЦ

Главная

Яндекс.Метрика

Вход

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 

      Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

     В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно,  родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима; «Мама сказала...», «Папа велел» и т.д.

     Ребенок еще не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

     Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

          Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

     Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных установок было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

 

НЕГАТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ                                                                                                  ПОЗИТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ

 

 

СКАЗАВ ТАК:

 

 

ПОДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ

 

И  ВОВРЕМЯ  ИСПРАВТЕСЬ

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружа­ющим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..»

 

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил»

 

«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глу­бокое переживание даже незначи­тельных проблем, повышенное эмо­циональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче...»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрес­сивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

«Не твоего ума дело!..»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужден­ность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?..»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, ча­стые простудные заболевания.

«Будь здоров, закаляйся!»

«Не кричи так, оглохнуть можно!»

 

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..»

 

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

 

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безыници­ативность, низкая мотивация к до­стижению.

«Попробуй еще, у тебя обя­зательно получится!»

 

«Противная девчонка, все они  капризули!» (мальчику о девочке)

 «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в будущем межполо­вом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

 

«Все люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) еще не научился себя правильно вести»

 

«Неряха, грязнуля!»

 

Чувство вины, страхи, рассеян­ность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смот­реть, когда ты чист и акку­ратен!»

 

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

 

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрыт­ность, недоверие; озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

 

«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»

 

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне нравишься!»

 

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься еще»               

 

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чу­жого мнения, тревожность.

«Смелее, ты все можешь сам!»

«У тебя все получится!»

«Всегда ты не вовремя, подожди...»

 

Отчужденность, скрытность, излиш­няя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя.

«Давай я тебе помогу!»

 

    

Естественно, список установок может быть намного больше. Сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

     Так догадывайтесь!

 

 

 

                                                           Материал подготовила: Плотникова Е.В.

 

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod12.htm

Copyright © 2013-2014. KIDS ScHO0LKript@mail.ru