Права ребенка в современном мире.

Имею право!?

 

Не быть подчиненным никакому закону –

значит, быть лишенным самой спасительной

защиты, ибо законы должны нас защищать

 не только от других, но и от себя самих.

Генрих Гейне.

 

Закон, законодательство, права, обязанности, ответственность… Каждый день мы слышим эти слова, пользуемся ими, можем назвать документы, которые регламентируют права и обязанности каждого человека. Ведь в современном мире, чтобы быть счастливым, успешным, уверенным в себе, нужно четко знать: на что ты имеешь право! Многие умеют только заявлять: «Имею право!» Тем самым забывая об окружающих, их правах. Нужно уметь отстаивать свою позицию только законным путем!

История происхождения права очень интересна. Изначально первые сборники законов были божественного происхождения. Например, законы Хаммурапи были начертаны на базальтовом столбе для созерцания всеми. Этот столб был украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти, что символизировало, что царь Вавилона получает право судить население своей страны по законам божьим, которые незыблемы. И каждый в государстве чтил и уважал закон! Впоследствии на территории одной местности стали проживать люди разных народностей, вероисповеданий, обычаев… Тогда начали появляться разные нормы, которые уже не принадлежали ни к одной конкретной религии. Тогда и начали развиваться правовые нормы, разные для определенных групп людей.

Разные страны, разные законы… Но в каждом государстве существует основной закон – Конституция. Все граждане, проживающие на территории данного государства, обязаны соблюдать установленные государством общеобязательные правила, нормы, к исполнению которых принуждает государство. Значит, можно не соблюдать, не принимать и не уважать законы другой страны, права ее граждан? Вот тогда и встал вопрос о соблюдении сначала общих прав человека, а впоследствии и прав ребенка! Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

 

«Признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах», только в 1989 году была принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка.

 Каждый человек получает свои права с самого рождения. Первое право, которое имеет ребенок – это, конечно, право на Жизнь! Статья номер шесть Конвенции ООН о правах ребенка гласит: «Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь», Конституция РФ в части первой статье двадцатой также очень доступно закрепляет это важнейшее право «Каждый имеет право на жизнь»! Исходя из этого наиважнейшего права, ребенок получает право на имя, жизнь и воспитание в семье, на образование, гражданство, отдых и досуг, труд и отпуск, личную жизнь, неприкосновенность жилища, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на пользование услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения… Да, имеет полное право наравне со взрослым населением (и даже в первую очередь), и с этим правом должны считаться! 

Когда ребенок начинает осознавать свою значимость, свою индивидуальность, личность, для него очень важным становится право на сохранение своей индивидуальности, которую должны уважать, а если ребенок лишается этого права, то государство обязано обеспечить ему помощь и защиту для восстановления индивидуальности. Все чаще ребенок, подросток начинает «требовать» свое право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства! Ведь ему необходимо развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в полном объеме, участие в культурной и творческой жизни! Подросток не может позволить, чтобы ему запрещали пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, пользоваться родным языком, соблюдать обычаи и обряды… Подросток особо трепетно относится к своему праву свободно выражать свое мнение, иметь доступ к информации из различных национальных и международных источников, искать и передавать информацию и свои идеи. И в семье у каждого ребенка есть право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, учитывая его возраст, ребенку даже предоставляется возможность присутствовать при судебных разбирательствах и высказывать свою точку зрения. Испытывая запреты, ребенок, подросток начинает претендовать на свои права – права, гарантированные законом! В восемнадцать лет у подростка появляется еще одно право, которое ставит его на одну ступень со взрослыми! Это право избирать и быть избранным! К этому праву он относится особо ответственно и обдуманно! С этого момента подросток становится полноправным членом общества!

Для соблюдения прав ребенка в нашем государстве в 2009 году была введена должность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В данное время это Астахов Павел Алексеевич, который отвечает за улучшение положения детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей. В каждом субъекте Российской Федерации, в каждом учебном заведении действуют уполномоченные по правам ребенка, которые напрямую помогают решать вопросы детям и подросткам, которые попадают в трудную ситуацию.

Но и сам уважающий свои права ребенок и подросток должен осознавать, что он обязан не только отстаивать свои права, но и уважать права другого ребенка, подростка, взрослого, уметь отвечать за свои взгляды и поступки! Обязанности и ответственность также прописаны в законодательстве Российской Федерации. И как бы ни хотелось заявлять только о своих правах, нужно и важно думать об ОБЯЗАННОСТЯХ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ!   

Но всегда ли соблюдаются права человека, а тем более ребенка? Нестабильные, тревожные события в современном мире, сейчас, к примеру, на Украине, в Сирии, ярко показывают, как нарушаются права человека, как враждующие стороны не смотрят на возраст и грубо нарушают права человека, раненого человека и тем более ребенка! Нарушаются самые неприкосновенные права: право на жизнь, право на образование, право на получение медицинского обслуживания… Кто на все это дал право? Кто позволил так нарушать закон?

Каждый гражданин должен для себя установить «золотое правило», что закон един для всех, что за нарушение прав человека ты обязан нести ответственность!  Вот тогда стабильное, законопослушное, культурное общество и станет примером для подростка. И если каждый гражданин будет соблюдать, чтить и уважать закон, только тогда мы сможем сказать, что мы живем в демократическом правовом государстве, которым будет гордиться каждый, а особенно ребенок – счастливое будущее правового государства!

                                                                                                                                                                                       материал подготовила: Ромашкина Л.В.