Итоговые показатели
готовности ребенка к школе
Коммуникативные способности
Дети должны научиться:
- Демонстрировать готовность к совместным действиям с взрослыми и сверстниками;
- Адекватно вести себя в привычных ситуациях;
- Пользоваться невербальными способами общения (телом, мимикой, жестом);
- Выражать свои потребности в доступной для общения форме;
- Осознавать свое реальное «Я»;
- Уметь налаживать социальные контакты и совместные действия;
- Вырабатывать черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию.
Сенсорные функции
Дети должны научиться:
- Различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
- Выполнять группировку предметов по данному признаку (цвет, форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), величина (большой - маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, тонкий – толстый, высокий – низкий);
- Складывать целое из 10-12 кубиков;
- Выполнять задания на пространственную ориентировку на листе бумаги по точкам, клеточкам.
Графо-моторные навыки
Дети должны научиться:
- Выполнять согласованное движение руками под речевое сопровождение;
- Ориентироваться по схеме собственного тела на плоскости, а также на листе бумаги, определяя и показывая «право - лево»;
- Уметь проводить прямые, волнистые, ломаные линии, обводить и заштриховывать контуры геометрических фигур и простых предметов;
- Удерживать пишущий предмет, оперирование им, работа в тетрадях по образцу.
Рекомендации дефектолога
- Правильно сидеть при письме;
- Правильно держать карандаш (ручку) во время письма;
- Ориентироваться на странице тетради, различать лево – право, середина, верх – низ;
- Производить обводку предметов по шаблону любой формы;
- Проводить прямые, волнистые, наклонные, ломаные линии, не отрывая карандаша (ручки) от листа бумаги;
- Производить горизонтальную, вертикальную, наклонную штриховку предметов разной формы;
- Выполнять элементы букв: прямые и наклонные палочки, линии, овалы, соблюдая строку, размер, интервал;
- Работать с образцом: анализировать, использовать его для проверки и дорисовывать по клеткам вторую половинку рисунка;
- Продолжать орнамент по клеткам;
- Выполнять графические задания в клетку под диктовку, соблюдая заданное количество клеток;
- Рисовать по клеткам картинки по лексическим темам;
- Раскрашивать предметный рисунок, сюжетную картинку цветными карандашами.
Познавательные процессы
Дети должны научиться:
- Выполнять игровые упражнения по развитию внимания, памяти;
- Пользоваться совокупным методом проб и аналитической деятельности, как основным способом решения проблем практических задач;
- Воспринимать целостные сюжеты (ситуации), изображение на картинках с опорой на свой реальный опыт, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Ознакомление с окружающим миром и формирование речевых навыков
Дети должны научиться:
- Знать лексический словарь по теме «Школа», «Школьные принадлежности», «Класс», «Ученики», «Учитель»;
- Знать и дифференцировать временные понятия;
- Выделять картинки с изображением определенного времени года из ряда других, объясняя признаки; раскладывать их в определенной последовательности; составлять рассказы;
- Выделять картинки с изображением школьной темы, рассматривать их, составлять по ним предложения, рассказы, раскладывать в логической последовательности.
Рекомендации логопеда
Речевое развитие
К школе ребенок должен овладеть грамматически правильной разговорной речью.
Развитие словаря
- В активном словаре употреблять слова, обозначающие предметы и явления по всем лексическим темам; сложные слова (снегопад, ледоход, трудолюбивый и т.д.); однокоренные слова (солнце, солнечный, подсолнух); слова-синонимы (большой – огромный), слова – антонимы (горячий – холодный);
- Называть одним словом (обобщать) группы предметов: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт», «Животные», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Инструменты»;
- Называть части тела и части предметов;
- Понимать и использовать в речи простые и сложные предлоги (на, в, под, из-под, из-за, между и т.д.).
Грамматический строй речи
- Употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа (стол – столы, рот – рты, пень – пни);
- Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже («Много чего?»: шаров, книг, ведер и т.д.);
- Образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кружка – кружечка, гладкий – гладенький);
- Согласовывать прилагательные с существительными (теплый день, теплая кофта, теплые носки);
- Согласовывать существительные с числительными (три снеговика, пять снеговиков);
- Знать названия детенышей животных (у кошки – котенок, у зайчихи - зайчонок, у собаки – щенок).
Связная речь, речевое общение
- Знать сведения о себе, своей семье, домашний адрес; временные представления: части суток, дни недели, времена года;
- Иметь навыки ведения диалога, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы полно или кратко;
- Составлять простые предложения по вопросам;
- Составлять описательные рассказы, загадки – описания о предметах;
- Пересказывать знакомые сказки, рассказы; уметь отвечать на вопросы по тексту;
- Составлять рассказ по картине, серии картин;
- Знать наизусть стихотворения, потешки;
- Рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, своей деятельности.
Навыки фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
- Уметь повторять цепочки слогов (ба – па, па – ба, па – ба – па,
да – та – да, са – ша – са, са – ша – ша, жа – ша – жа, и т.д.);
- Уметь выделять начальный гласный звук из слов (осень, уши, астра);
- Уметь выделять конечный согласный из слов (кот, суп, лимон);
- Уметь выделять начальный согласный из слов (мост, дом, банка);
- Подбирать слова на заданный звук;
- Выделять заданный звук на фоне слова;
- Определять последовательность звуков в слове;
- Определять количество звуков в словах.
Навыки по обучению грамоте
Дети должны научиться:
- Знать гласные и согласные звуки, буквы и их артикуляцию;
- Уметь сливать согласные звуки с гласными;
- Дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
- Знать образование слова;
- Уметь делить слово на слоги;
- Составлять из слов предложения;
- Составлять из предложений рассказ.
Математические навыки
Дети должны научиться:
- Выполнять математический счет до 10 и обратно;
- Уметь писать цифры, соотносить цифры с числом;
- Уметь соотносить с графической карточкой круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- Дифференцировать группы предметов по количеству, соотнося с понятиями «больше», «меньше»;
- Решать примеры;
- Решать задачи.
При подготовке к школе необходимо прививать у детей такие важные личностные качества как самостоятельность и ответственность, поэтому в 7 лет ребенок должен уметь:
- Самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;
- Полностью одеваться на прогулку, в школу;
- Наводить порядок в своей комнате;
- Иметь 3-4 обязанности по дому: чистить обувь, протирать порог, ходить за хлебом, выносить мусор и др.
- Уметь самостоятельно собрать портфель в школу;
- Приготовить рабочее пространство на столе;
- Уметь открывать и закрывать входную дверь в дом;
- Приготовить незатейливый завтрак, ужин;
- Уметь пользоваться без вреда для здоровья электрическими приборами;
- Понимать, где существует опасность для его жизни;
- Знать правила дорожного движения;
- Уметь сходить в ближайший магазин.
Ключевым моментом подготовки детей в школу является профилактическая работа по предупреждению проблем адаптации детей в школе. Развитие наиболее важных для обучения характеристик в этом возрасте оказывается наиболее легко осуществляемым и позволяет добиться наилучших результатов: практически избавить будущих первоклассников от проблем в процессе дальнейшего их обучения.
Материал подготовила: Довгун Л.М.