Современный ребёнок при нормальном развитии к 4,5 – 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, строить развёрнутые предложения, пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш должен правильно произносить все звуки, воспроизводить многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырёх до пяти тысяч слов.
Чтобы речь ребёнка развивалась в соответствии с возрастными нормами, хочется дать несколько простых, но очень важных советов заботливым родителям.
1. Взрослые, окружающие ребёнка, должны понимать, что их собственная речь является для него образцом. Поэтому избегайте «сюсюканья» с ребёнком, разговаривайте с ним правильным, грамотным русским языком. Старайтесь говорить чётко и выразительно.
2. Больще общайтесь с ребёнком. Сопровождайте свои действия словами, оречевляйте то, что Вы делаете. Например, выполняя домашнюю работу на кухне, Вы можете объяснить малышу: «Я мою посуду. Мама варит суп» и т.д. Маленький ребёнок лучше понимает речь, если она объясняет ему то, что происходит вокруг.
3. В основе речи лежит стремление к общению. Поддерживайте инициативу ребёнка к общению, как бы несовершенна на данном этапе ни была его речь. Уважайте его попытки говорить и задавать вопросы. Будьте терпеливы, отвечайте на все его «почему».
4. Расширяйте словарь малыша. Старайтесь ввести в словарь ребёнка названия вещей, которые его окружают. Очень важно, чтобы, знакомясь с новым словом , ребёнок имел возможность увидеть, потрогать, понюхать предмет, обозначаемый данным словом. Сначала рёбёнок будет понимать это слово, но может его не произносить. В дальнейшем он перенесёт его в активный словарь и будет употреблять его в своей речи.
5. Обязательно читайте с ребёнком книжки, соответствующие возрасту, разучивайте короткие стихотворения, пойте простые песенки.
6. Будьте терпеливы и внимательны. Никогда не смейтесь, если малыш сказал что-то неправильно. Попробуйте повторить это слово вместе. Не нужно форсировать речевое развитие. Вредно нагружать ребёнка сложным, непонятным ему речевым материалом. (Например, учить ребёнка в 2-3 года произносить шипящие или звук «Р»). Всему своё время!
7. Развивайте мелкую моторику рук. Считается, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно взаимосвязаны. Вырезайте, лепите с ребёнком, раскрашивайте несложные картинки, складывайте мозаики, выполняйте пальчиковые упражнения.
8. Приучайте ребёнка жевать твёрдую пищу (яблоки, морковь, мясо). Это способствует развитию мышц артикуляторного аппарата.
9. Очень важен – положительный эмоциональный настрой. В благоприятной ситуации ребёнок эффективнее впитывает новую для себя информацию.
Подготовила Мингазова Г.Т.
Источник:http://www.openclass.ru/node/273027