^Вернуться

Баннеры

 

Портал государственных услуг Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

МАУ Ленинск-Кузнецкий МФЦ

Главная

Яндекс.Метрика

Вход

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

                                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ" ДЛЯ ДЕТЕЙ  6-7 ЛЕТ

 

Составитель: Ромашкина Л.В., старший воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ № 9.

          Рецензент: А.А. Калмыкова, главный специалист управления образования Ленинск-Кузнецкого городского округа.

 

 

 

Данная рабочая программа «По дороге в школу»для детей 6-7 лет составлена на основе«Программы обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быковой, «Развитие речи у старших дошкольников» Л.Е. Кыласовой.

Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей детей.

Занятия проходят два раза в неделю, длительность занятий 30 минут.

Данная программа адресована педагогам – психологам, воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение  детей дошкольного возраста 6-7 лет. Срок обучения – 1 год (72 часа).

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговый.

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………………..3

2. Возрастные особенности детей 6-7 лет……………………………………….7

3. Календарно-тематический план …………………..…………………………11

4. Содержание программы………………………………………………………17

5.Список литературы…………………………………………………………….22 Приложение № 1 Ожидаемые результаты и способы

их проверки………………………………………………………………………23

Приложение № 2 Взаимодействие с родителями в процессе обучения

 чтению   …………………………………………………………………………27

Приложение № 3Перечень основных средств обучения……………………...29

 

 

1. Пояснительная записка

Чтение – сложный психофизиологический процесс.  В его акте принимают  участие  различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение  звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл  в прочитанном. Обучение чтению является одним из  главных условий успешного   развития личности. Ребёнок, который начал читать в  дошкольном   возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так   как  является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации.         

Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен.

Для решения этой проблемы в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 9» была разработана рабочая программа «По дороге в школу» для детей 6-7 летпо обучению  дошкольников чтению.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование  на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

        Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:

·        приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

·        Конвенцией ООН о правах ребёнка

·        законом «Об образовании в РФ»

·        социальным заказом родителей;

·        желанием самих детей.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быковой, «Развитие речи у старших дошкольников» Л.Е. Кыласовой.

Целью данной программыявляется построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей детей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

·         сформировать умение работать с полным составом звуков и букв русского языка;

·         обучить дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению;

·          развивать  мыслительные  процессы (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

·         совершенствовать звуковую культуру речи, уточнять значения слов и словосочетаний, развивать диалогическую речь;

·         применять полученные знания, умения и навыки в познавательной деятельности;

·         воспитывать культуры общения, способствовать формированию детской децентрации.

Процесс обучения чтению строится на общедидактическихи специфических                принципах:

1.     принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2.     принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3.     принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4.     онтогенетический принцип (учет возрастных особенностейобучаемых).

Методы обучения:

-репродуктивный;

-наглядный;

-словесный;

-игровой.

Занятия проходят два раза в неделю, длительность занятий 30 минут.

Данная программа адресована педагогам – психологам, воспитателям дошкольных учреждений и рассчитана на обучение  детей дошкольного возраста 6-7 лет. Срок обучения – 1 год (72 часа).

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре фиксируются исходные данные, в мае - итоговый.

 

 

2.  Возрастные особенности детей  6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка является дальнейшее изменение в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).

Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Увеличивается устойчивость внимания — 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти.

Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни.

 

3. Календарно-тематический план

Месяц

Тема занятия

Содержание

Коли-чество

часов

СЕНТЯБРЬ

Мониторинг

Выявить исходные данные по развитию речи детей

2

«Знакомство: Слыш»

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

1

«Встреча Слыша и Буковки»

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

1

Слово.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

1

Слово.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

1

Слог.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

2

ОКТЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слог, ударение.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

 

2

Звуки речи.

Развитие фонематических представлений.

 

1

Звуки речи.

Развитие фонематических представлений.

 

1

«Звук и буква «А»»

 

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

«Звук и буква «О»»

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

2

«Звук и буква «И»»

 

2

«Звук и буква «У»»

 

2

 

НОЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звук и буква  «Ы»

Чтение сочетания «АУ», «УА», «ИА»

2

Закрепление изученного. Гласные буквы.

Синтез звуков

 

 

1

Закрепление изученного. Гласные буквы.

 

1

 

ДЕКАБРЬ

 

 

 

 

Закрепление изученного. Гласные буквы.

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

1

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

           

 «Н»    Синтез слогов:  ан, он, ун, ын, ин

Синтез слов:  Ната, Нина.

1

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

 

Чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

1

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

 

Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, ик

Чтение слов: Кит, кот, ток, тук, кино,  кипа, Ника, коты.

1

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

 

 

Синтез слогов:  са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов:   бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки.

1

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

 

Чтение слогов:  ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов:  лак, лама, лапа, лупа, луна,  мыло, лопата, полка.

1

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

 

Синтез слогов:  ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов:  руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

1

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

 

Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

1

 

ЯНВАРЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буква «Е»

Буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда,  пена, Вера, сено, сук, сок, сел.

 

2

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

Чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, ип. Чтение слов:  папа, пума, пимы

 

 

 

1

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

 

Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

 

 

1

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

Чтение слогов:  за, зу зо, зы,зи

Чтение слов:  зубы, тазы, козы, ваза,  музыка, низина, мимоза, Зина

 

 

1

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

 

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов:  бум, бом, бам, бим

 

 

1

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

 

 

Чтение слогов:  да, до, ду, ды, ди

Чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

 

1

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

 

Чтении слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

1

 

ФЕВРАЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквы «Я»

Буква: «Я»

Чтение слов:  Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясн

2

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

 

Синтез слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

 

 

1

«Звук и буква «Ч»»

 

Чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

1

«Звук  и буква «Ш»»

 

Синтез слогов:  ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

1

«Звук и буква «Ж»»

 

 

Чтение слогов:  жа, жу, жо, жи.

Синтез слов:  жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

1

Буква «Ё»

Буква для чтения: «Ё»

Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

2

 

МАРТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

 

Чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

1

 

«Звук и буква «Й»»

 

Чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

2

 

Буква «Ю»

Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, с

2

«Звук и буква «Ц»»

 

Синтез слогов:  ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов:  овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

1

«Звук и буква Э»

Слова для чтения: эхо, экран, Эрик, этаж,  эму, Элла, Эдик, эра.

2

АПРЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Звук и буква «Щ»»

 

Чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

1

«Буква  «Ь»»

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь,  конь, пеньки, коньки, мальчик.

 

2

«Буква «Ъ»»

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела, подъезд.

2

Обобщающее занятие

Чтение  слов и предложений.

 

1

Чтение слов из 4 букв и более.

Чтение  слов и предложений.

 

1

Чтение слов из 4 букв и более.

Чтение  слов и предложений.

 

1

 

МАЙ

 

 

 

АПРЕЛЬ

Чтение слов из 4 букв и более.

Чтение  слов и предложений.

 

1

Чтение слов из 4 букв и более.

Чтение предложений.

Чтение  слов и предложений.

 

1

Чтение слов из 4 букв и более. Чтение предложений.

Чтение  слов и предложений.

 

1

Чтение предложений.

Чтение  слов и предложений.

 

1

Чтение предложений.

Чтение  слов и предложений.

 

1

Чтение предложений.

Чтение  слов и предложений.

 

1

Мониторинг

 

2

Всего:

72ч

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Содержание программы

Одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Структурная организация занятий

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей.

На первом занятии необходимо

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были  пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышем и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомят с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а  ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

  Список литературы

1. Белоусова, Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 - 276 с.

2. Глинка, Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 2012. – 165 с.

3. Голубина, Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2008 -190 с.

4. Колесникова, Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2010. – 277 с.

5. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000. – 256 с.

6. Колесникова, Е.В., Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 2005. – 198с.

7. Савичев, В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 2012 – 76 с.

8. Ткаченко, Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2010, - 244с.

9.Соколова, Е.И. Готовимся к школе[Текст]:чтение с увлечением для детей 5-7 лет – Ярославль:  «Академия развития», 2002. – с.78.

10. Утехина, К.М. Развитие графических навыков письма у дошкольников 6-7 лет[Текст]: Опыт работы практического психолога. – 2011. - 53с.

11. Фомичева,  М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст]: Практикум по логопедии Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошкольное  воспитание». –– М.: Просвещение, 2007, - 239 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Ожидаемые результаты и способы их проверки

 Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также проводится мониторинг.

Цель:определить уровень развития способности детей к обучению грамоте

Задачи:

1. Определить уровень развития фонематического слуха;

2. Выявить уровень развития мелкой моторики;

3.Выявить уровень сформированности графомоторных навыков;

4.Выявить уровень сформированности навыка чтения.

Критерии и показатели:

 

Критерии

Показатели

1.Фонематический слух

 

 

 


 2.Мелкая моторика

 

 

 

 


3.Графические навыки

 


 4.Чтение

1.Выделение звуков из ряда других звуков


2. Звукобуквенный анализ и синтез


3.Деление слов на слоги


1.Кинестетические основы движений


2.Кинетическая основа движений


 1.Узнавание букв


2.Пространственные представления на листе бумаги


 1.Чтение слогов, слов, предложений


2.Темп чтения

 

Система оценки

Система мониторинга предполагает 4х бальную систему оценки:

2 балла – ребенок выполняет без ошибочно все тестовые задания и пробы

1,5 балла – ребенок выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку

1 балл – ребенок допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить после указания педагога

0,5 балла –ребенок не справляется с большинством диагностических заданий

По результатам мониторинга суммируется общий балл.

Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамоте

 

10 – 8 баллов

 

7-5 баллов

 

4 и ниже балла

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребёнок точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления слоговые ряды.

 Правильно выполняет фонематический анализ и синтез с первой попытки (определяет место звука в слове, последовательность звука в слове, количество звуков в слове, делит слова на слоги). Ребёнок правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления звуко-слоговую структуру слова. Выполняет движения в полном объёме в нормальном темпе. Ребёнок точно повторяет расположение точек на листе бумаги, повторяет и сохраняет масштаб рисунка. Графические навыки у ребёнка сформированы хорошо. Читает целыми словами в нормальном темпе.

 

 

Ребёнок первый член слогового ряда воспроизводит правильно, второй уподобляет первому. Правильно выполняет фонематический анализ и синтез со второй попытки. Ребёнок показывает замедленное послоговое воспроизведение. Показывает заторможенность и не скоординированность движении при выполнении задания. Ребёнок допускает небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы или точно копирует формы рисунка при нарушении масштаба. Испытывает некоторые трудности в выполнении графических движении. Пользуется послоговым способом чтения при среднем темпе.

 

 

Ребёнок неточно воспроизводит оба члена пары слогового ряда с перестановкой слогов, их заменой и пропусками или не воспроизводит. Правильно выполняет фонематический анализ и синтез с третьей попытки или не выполняет. Ребёнок искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) или не воспроизводит вовсе. У ребёнка наблюдаются трудности в переключении движении или отказывается от выполнения задания. Заданная форма не сохранена (точки расположены по кругу или квадрату). Графические навыки развиты слабо, возможны трудности. Пользуется побуквенным способом чтения при замедленном темпе.

 

При завершении прохождения программы дети должны уметь:

Чтение:

– делить слова на слоги;

– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

– членить простые предложения на слова;

– определять место звука в слове;

– давать характеристику звуку;

– самостоятельно составлять предложение;

– составлять рассказ с заданным количеством предложений;

– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

– давать характеристику звуку;

– уметь работать с кассой букв;

– уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация, пауза и др.);

– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

– точно отвечать на поставленные вопросы педагога, строить сложные предложения разных видов;

– составлять рассказы по серии картин;

– находить слова с определенным звуком;

– составлять сказки, пользуясь моделями букв;

– знать пословицы, поговорки, скороговорки;

– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;

– составлять слова из слогов;

– делать звукобуквенный анализ слов;

– знать и называть все буквы алфавита;

– уметь составлять схемы слов, предложений;

– устанавливать порядок звуков в слове;

– умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;

– овладевают сознательным, плавным чтением.

Письмо (печатание):

– овладевают позой пишущего человека;

– ориентироваться на листе;

– рисовать разнообразные линии;

– делить линию пополам;

– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. Д.);

– дорисовывать начатые фигуры;

– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров;

– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;

– составлять схемы слов;

– выполнять письменные задания у доски;

– списывать с настенной доски слова, предложения;

– осваивать общий темп записи;

– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);

– соблюдают пробел между словами;

– умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.

 

 

 

 

Приложение № 2

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. 

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звукобуквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Перечень основных средств обучения

Демонстрационный материал:

– Картины, иллюстрации;

– Плакаты с числовым рядом;

– Плакаты схем и опор;

– Игрушки.

Раздаточный материал:

– Стимульный раздаточный материал (карточки-ксерокопии);

– Тарелочки с мелким раздаточным материалом  по математике и по обучению грамоте;

– Карточки;

– Дидактические игры;

– Цветные и простые карандаши, точилка,  ластик;

– Цветные ручки: красные, синие, зеленные.

Методическое пособие по развитию элементарно-математических представлений.

Методическое пособие по обучению грамоте.

Картотека  игр.

Технические средства:

 ­– проектор, ноутбук, динамики.

CD, DVD– диски.

ИКТ.

Copyright © 2013-2014. KIDS ScHO0LKript@mail.ru