Уважаемые родители, друзья!
Очень важное событие происходит в любой семье, когда ребенок-дошкольник вырастает и идет в школу. Оно, безусловно, касается всех членов семьи: кто-то приобретет новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени, но самое главное – изменится Ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и огорчающий Вас, он перейдет очередной рубеж – станет школьником.
Чем важен этот момент для ребенка и его дальнейшей судьбы? Чем отличаются этапы дошкольного и школьного детства? Когда и в какую школу лучше отдавать свое дитя? Как к этому нужно готовиться? Попробуем помочь Вам…
Но прежде, давайте вспомним тот день, когда Вы сами пошли «первый раз в первый класс»… Был ли это солнечный или пасмурный день? Кто держал Вас за руку? Помните ли, какие были цветы в букете для Вашей первой учительницы? Вспомните своих одноклассников… Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок учился в Вашем классе?
А когда Вы вспомните, что не всегда были взрослыми, постарайтесь ответить на следующие вопросы.
Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?
1.Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2.Я опасаюсь, что мой ребенок будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, 4 урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя начальных классов хорошо понимают ребенка
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружит.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок сможет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается со мной (с мамой).
11.Начальная школа, по- моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка
13. Мой ребенок, по- моему, значительно слабее своих сверстников
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить возможности каждого ребенка
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
В эту табличку занесите ответы – после/ значок «+» или «-».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1/ |
2/ |
3/ |
4/ |
5/ |
|
6/ |
7/ |
8/ |
9/ |
10/ |
|
11/ |
12/ |
13/ |
14/ |
15/ |
|
|
|
|
|
|
всего |
А теперь, пожалуйста, подсчитайте «+» в каждом столбце и какова общая сумма.
Если общий показатель принимает значение:
до 4 баллов – есть все основания ждать 1 сентября ОПТИМИСТИЧНО! Вы и сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
11 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
Теперь уточним, в каких столбцах получено больше отметок:
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, мышление, внимание, тонкую моторику;
2 – нужно обратить внимание на то, умет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3- предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но есть еще время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей;
5 – ребенок слишком привязан к матери.
Этот тест дает представление о типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого надо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Что такое школьная зрелость (психологическая готовность к школе)? Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно учиться в ней? Давайте разберемся.
Часто считается, что по достижении 7 летнего (а теперь и 6 летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Что значит «не подготовлен»? - удивляются они. А разве не в школе должны учить читать, писать, считать и вообще – заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, на зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы – в игры с правилами.
Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миом, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других – подчиняется, в-третьих – осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. насколько бы ни различались индивидуальные темпы развития ребенка, в нем можно выделить периоды особой чувствительности к разным воздействиям мира. Дошкольник постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появления невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страх перед учениками и учительницей и даже отказу ходить в школу).
«Проработав» в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребенок может высвободить энергию для интеллектуального, познавательного развития, которое происходит более продуктивно, если ребенок не устает от других детей, а общение с учительницей не является для него отдельной сложной задачей. Но умение играть – это личностная составляющая готовности к школе.
Можно выделить и другие, связанные с особенностями и требованиями современного образования.
(продолжение следует)
Современная школа – продукт длительного исторического развития, в результате которого закрепились следующие характеристики.
Общедоступность. В России все дети имеют отраженное в Законе право на образование, которое не является привилегией отдельных слоев населения. Реальный отбор учеников осуществляется в немногочисленные элитарные школы, а массовые городские школы обычно имеют большие классы. Поэтому обучение ориентировано, в основном, на «среднего» ученика – ни быстрого, ни медленного, ни отличника, ни двоечника.
Коллективность обучения. С XVIII века, когда знаменитый педагог Ян Амос Каменский разработал классно-урочную систему, обучение утратило индивидуальный характер, учитель стал общаться с целым классом как коллективом (раньше даже в классе, который был немногочисленным, преобладали приемы индивидуальной работы). Поэтому большое значение имеет общий эмоциональный климат в коллективе, дружеские связи и здоровое соперничество между детьми.
Объективность оценивания. В древности между учителем и учеником существовала огромная дистанция, и учитель единолично принимал решение об успехах своего ученика. Теперь отношения школьников и преподавателей строятся на системе оценок. Нередко ребенок смешивает отношение к нему со стороны учителя и оценку, оценку и реальные успехи.
Вербальное обучение. Преподавание опосредовано словом (verb): как подача материала, так и проверка знаний осуществляются в языковой форме. Это означает, что необходимой предпосылкой успешного обучения является богатый словарный запас, умение свободно пересказывать и выражать свои мысли.
Несмотря на значительные недостатки, современное начальное образование в России, по мнению многих специалистов, является более эффективным чем получившие распространение на Западе игровые методы обучения.
Для родителей достаточно лишь быть готовым и к новым требованиям, и к тому, что в некоторый момент времени ребенок встречается с внешней оценкой в образе начальной школы. Школа рассматривает все его жизненные достижения очень узко и строго, а именно: может ли он учиться в тех условиях, которые приняты сегодняшней системой образования или нет?
Что же является объектом особенно пристального внимания во время собеседования в школе?
(продолжение следует)
Что же является объектом особенно пристального внимания во время собеседования в школе?
Традиционно выделяют 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также – развитие тонких движений руки и их координация.
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детского коллектива, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.
За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Подавая документы в школу (гимназию) постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем учителем, который предположительно будет обучать Вашего ребенка. Вообще в этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Не откладывайте знакомство со школой до августа: это затруднит работу школьной администрации.
Нас радует Ваше серьезное отношение к предстоящим изменениям в жизни Вашего ребенка, Вашей семьи. Но серьезность не исключает радости: школа – это в первую очередь праздник, праздник познания.
Мы уверены, что Вы сумеете миновать все неприятности, которые иногда возникают вокруг маленького школьника, и что учеба принесет Вам много гордости за своего малыша.
Главное – не растратить обаяния и непосредственности детства, яркости и творческого мировосприятия.
(продолжение следует)
Но давайте полюбопытствуем, а хочет ли Ваш (наш) ребенок в школу?
Хочу ли я в школу?
Тест для дошкольников
1.Когда я пойду в школу, у меня появятся много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь класс.
4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чес перемена.
5. Интересно что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году
Обратитесь к своему ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты с этими словами?» и зафиксируйте ответы в табличке.
В эту табличку занесите ответы – после/ значок «+» , если он согласится с высказыванием
1/ |
2/ |
3/ |
4/ |
5/ |
6/ |
7/ |
8/ |
9/ |
10/ |
Общая сумма________________________
Подсчитаем результаты
1-3 балла – Ваш ребенок полагает, что неплохо проживет и без школы…. Следует задуматься.
4-8 баллов – да, хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первой строке, то Ваш ребенок, в основном, мечтает о новых играх и друзьях. Если больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основное предназначение школы, и он не вызывает пока негатива.
9-10 баллов – прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 11 лет!
Результаты могут Вас разочаровать. Но помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Педагог - психолог: Калмыкова А.А.