Капризы и упрямство
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
· в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
· выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
10 ФРАЗ ИЗ НАШЕГО ДЕТСТВА, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ
МЫ ЧАСТО ПРОИЗНОСИМ ЭТИ ФРАЗЫ БЕЗДУМНО, НЕ ОТДАВАЯ СЕБЕ ОТЧЕТА, КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОНИ БУДУТ ИМЕТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА. ЧАЩЕ ВСЕГО ЭТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ РАССТРОЕНЫ, УСТАЛИ, В ОБЩЕМ – В СОСТОЯНИИ СТРЕССА. ОНИ БУДТО САМИ ВЫЛЕТАЮТ ИЗО РТА. ВЕДЬ ЭТО ТЕ САМЫЕ ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ ГЛУБОКО РАНИЛИ НАС В ДЕТСТВЕ. ПОВТОРЯЯ ИХ РЕБЕНКУ, МЫ ПЕРЕДАЕМ ЕМУ СОБСТВЕННЫЙ НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ.
1.ТЫ СТАРШИЙ, ТЫ ДОЛЖЕН ПОКАЗЫВАТЬ ПРИМЕР.
Из старших детей часто вырастают лидеры, но они страдают от низкой самооценки, потому что родители их редко хвалят и слишком много от них ждут. Старший ребенок может стать лучшим маминым и папиным помощником, но у него не получится стать взрослым по нашему требованию, даже если он сам этого сильно захочет. У старшего ребенка должно быть такое же право на глупости и ошибки, как у младшего. Семейные роли «большого» и «маленького» опасны для обоих детей, потому что заставляют их действовать по навязанному сценарию, лишают спонтанности и искренности и, как любые другие роли, ограничивают внутреннюю свободу. Ребенку, который старается быть примером для подражания, трудно проявлять творческую активность, исследовать мир и совершать ошибки, чтобы научиться чему-нибудь. Ему надо держать лицо. «Маленький» же старается как можно дольше старается сохранить привилегии «малыша» и становится инфантильным, отказывается взрослеть - очень, очень долго. Иногда до старости.
2. ТЫ ЧТО, ДУРАК? ТЫ ЭТО СПЕЦИАЛЬНО ДЕЛАЕШЬ?! Увы, эти риторические вопросы чаще других звучат в супермаркетах, на детских площадках, на пляже и в кафе Все мамы знают, что нельзя называть ребенка ненормальным, тупым, дураком, и идиотом и т.д. И почти все знают, что порицать следует на самого ребенка, а его поведение. Но когда у нас перехватывает дыхание от возмущения и мы не можем удержаться в образе правильной мамочки, невидимый внутренний суфлер вдруг заставляет повторить эту реплику.
И что делать? Для начала – минимум пять вдохов и выдохов. Выпить воды. Попробовать подумать о чем-нибудь приятном – об отпуске, например. Вспомнить, что через пару часов это происшествие не будет иметь никакого значения. А еще помогает представить – если бы на месте ребенка был значимый для вас взрослый(например, ваш начальник) - стали бы вы выпускать пар?
3.ТВОЙ БРАТ ВСЕГДА ХОРОШО СЕБЯ ВЕДЕТ, А ТЫ…