Старание и терпение рождают умение.
С давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Понимали, что это великий труд души, который дает человеку возможность учиться, исправлять свои ошибки, укрепляться в добре, достигать мастерства и внутренней красоты. Наши предки прививали своим детям любовь к терпению и старанию с малых лет.
Путь терпения и старания похож на лестницу. Каждая ее ступенька — это великий труд души. Совершать восхождение предстоит всю жизнь. Но как важен этот путь! В этом восхождении к лучшему в себе и заключается одно из главных предназначений человека на Земле.
Дорогие взрослые! Приложите все усилия к тому, чтобы ваши дети полюбили старание и терпение. Эти добродетели помогут им стойко преодолевать все житейские трудности, не унывать, сохранять великодушие и радость жизни.
Поразмышляйте вместе с детьми о смысле следующих пословиц:
1. Без терпения нет умения.
2. Терпение все преодолевает.
3. Терпение и труд все перетрут.
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет.
Детям исполнилось четыре года. Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться. На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Общаясь с ребенком, старайтесь придерживаться 10 простых правил:
1. Ваше отношение к ребенку должно строиться только на любви. Ребенок должен быть уверен в том, что его любят таким, какой он есть, что он нужен маме и папе, дорог им.
2. Сделайте стержнем своего поведения спокойствие и сдержанность, доброжелательность и уверенность.
3. Приложите все силы к тому, чтобы ситуации, которые могут психологически травмировать ребенка, вызвать стресс, были исключены из домашней жизни.
4. Слушая ребенка, не показывайте ему не только словами, но и жестами и мимикой, что вы обеспокоены его плохой речью. Расслабьтесь и беседуйте как ни в чем не бывало, улыбайтесь ребенку, поддерживайте его.
5. Не нужно просить ребенка повторять фразу или слово, которое он произнес неправильно или с запинками. Делая бесконечные замечания, вы прерываете естественное течение речи, а это раздражает говорящего и может привести к тому, что он откажется говорить с вами.
6. Всегда давайте ребенку достаточно времени для того, чтобы договорить фразу. Если запинки слишком мешают малышу говорить, найдите предлог и прервите речь ребенка естественным образом. Например «случайно» уроните какой-нибудь предмет и со словами: «Извини, пожалуйста, я тебя прерву – мне надо поднять ложку» – организуйте паузу. Можно сослаться на то, что вы не расслышали: «Извини, я тебя не расслышала, скажи, пожалуйста, еще раз», «У меня голова болит, не поняла тебя, что ты сказал?» и т. п. Используя подобный прием, вы берете на себя ответственность за качество услышанного.
7. Не заставляйте ребенка говорить медленно или шепотом – это годится только как упражнение. В спонтанной речи следовать таким просьбам тяжело и утомительно, к тому же замедленная речь не является естественной, значит, пользоваться ею неудобно.
8. Ни в коем случае не смущайтесь из-за особенностей речи ребенка и не обсуждайте их с посторонними. Держитесь всегда естественно и непринужденно.
9. Не стоит искать в семье «виновников» речевых проблем. Это не изменит ситуацию, а привнесет в семейную атмосферу нервозность и напряжение, которые лишь навредят ребенку.
10. Убедитесь в том, что ребенок не перегружен, достаточно гуляет, отдыхает, с аппетитом ест, высыпается, имеет возможность делать то, что ему нравится.
О чем ни в коем случае нельзя говорить ребенку?
• Я тебя не люблю.
• У тебя никогда ничего не получится!
• Вот я никогда такой не была!
• Я так и знала!
• Посмотри на свою сестру!
• Выбери себе других родителей!
•Ты плохой и все делаешь плохо!
• Папа с тобой разберется!
Материал подготовила воспитатель средней группы Красницкая О.В.