Итоговые показатели
готовности ребенка к школе
Коммуникативные способности
Дети должны научиться:
-
Демонстрировать готовность к совместным действиям с взрослыми и сверстниками;
-
Адекватно вести себя в привычных ситуациях;
-
Пользоваться невербальными способами общения (телом, мимикой, жестом);
-
Выражать свои потребности в доступной для общения форме;
-
Осознавать свое реальное «Я»;
-
Уметь налаживать социальные контакты и совместные действия;
-
Вырабатывать черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию.
Сенсорные функции
Дети должны научиться:
-
Различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет);
-
Выполнять группировку предметов по данному признаку (цвет, форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), величина (большой - маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, тонкий – толстый, высокий – низкий);
-
Складывать целое из 10-12 кубиков;
-
Выполнять задания на пространственную ориентировку на листе бумаги по точкам, клеточкам.
Графо-моторные навыки
Дети должны научиться:
-
Выполнять согласованное движение руками под речевое сопровождение;
-
Ориентироваться по схеме собственного тела на плоскости, а также на листе бумаги, определяя и показывая «право - лево»;
-
Уметь проводить прямые, волнистые, ломаные линии, обводить и заштриховывать контуры геометрических фигур и простых предметов;
-
Удерживать пишущий предмет, оперирование им, работа в тетрадях по образцу.
Рекомендации дефектолога
-
Правильно сидеть при письме;
-
Правильно держать карандаш (ручку) во время письма;
-
Ориентироваться на странице тетради, различать лево – право, середина, верх – низ;
-
Производить обводку предметов по шаблону любой формы;
-
Проводить прямые, волнистые, наклонные, ломаные линии, не отрывая карандаша (ручки) от листа бумаги;
-
Производить горизонтальную, вертикальную, наклонную штриховку предметов разной формы;
-
Выполнять элементы букв: прямые и наклонные палочки, линии, овалы, соблюдая строку, размер, интервал;
-
Работать с образцом: анализировать, использовать его для проверки и дорисовывать по клеткам вторую половинку рисунка;
-
Продолжать орнамент по клеткам;
-
Выполнять графические задания в клетку под диктовку, соблюдая заданное количество клеток;
-
Рисовать по клеткам картинки по лексическим темам;
-
Раскрашивать предметный рисунок, сюжетную картинку цветными карандашами.
Познавательные процессы
Дети должны научиться:
-
Выполнять игровые упражнения по развитию внимания, памяти;
-
Пользоваться совокупным методом проб и аналитической деятельности, как основным способом решения проблем практических задач;
-
Воспринимать целостные сюжеты (ситуации), изображение на картинках с опорой на свой реальный опыт, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.
Ознакомление с окружающим миром и формирование речевых навыков
Дети должны научиться:
-
Знать лексический словарь по теме «Школа», «Школьные принадлежности», «Класс», «Ученики», «Учитель»;
-
Знать и дифференцировать временные понятия;
-
Выделять картинки с изображением определенного времени года из ряда других, объясняя признаки; раскладывать их в определенной последовательности; составлять рассказы;
-
Выделять картинки с изображением школьной темы, рассматривать их, составлять по ним предложения, рассказы, раскладывать в логической последовательности.
Рекомендации логопеда
Речевое развитие
К школе ребенок должен овладеть грамматически правильной разговорной речью.
Развитие словаря
-
В активном словаре употреблять слова, обозначающие предметы и явления по всем лексическим темам; сложные слова (снегопад, ледоход, трудолюбивый и т.д.); однокоренные слова (солнце, солнечный, подсолнух); слова-синонимы (большой – огромный), слова – антонимы (горячий – холодный);
-
Называть одним словом (обобщать) группы предметов: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт», «Животные», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Инструменты»;
-
Называть части тела и части предметов;
-
Понимать и использовать в речи простые и сложные предлоги (на, в, под, из-под, из-за, между и т.д.).
Грамматический строй речи
-
Употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа (стол – столы, рот – рты, пень – пни);
-
Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже («Много чего?»: шаров, книг, ведер и т.д.);
-
Образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кружка – кружечка, гладкий – гладенький);
-
Согласовывать прилагательные с существительными (теплый день, теплая кофта, теплые носки);
-
Согласовывать существительные с числительными (три снеговика, пять снеговиков);
-
Знать названия детенышей животных (у кошки – котенок, у зайчихи - зайчонок, у собаки – щенок).
Связная речь, речевое общение
-
Знать сведения о себе, своей семье, домашний адрес; временные представления: части суток, дни недели, времена года;
-
Иметь навыки ведения диалога, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы полно или кратко;
-
Составлять простые предложения по вопросам;
-
Составлять описательные рассказы, загадки – описания о предметах;
-
Пересказывать знакомые сказки, рассказы; уметь отвечать на вопросы по тексту;
-
Составлять рассказ по картине, серии картин;
-
Знать наизусть стихотворения, потешки;
-
Рассказывать о собственных наблюдениях за погодой, объектами и явлениями природы, своей деятельности.
Навыки фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
-
Уметь повторять цепочки слогов (ба – па, па – ба, па – ба – па,
да – та – да, са – ша – са, са – ша – ша, жа – ша – жа, и т.д.);
-
Уметь выделять начальный гласный звук из слов (осень, уши, астра);
-
Уметь выделять конечный согласный из слов (кот, суп, лимон);
-
Уметь выделять начальный согласный из слов (мост, дом, банка);
-
Подбирать слова на заданный звук;
-
Выделять заданный звук на фоне слова;
-
Определять последовательность звуков в слове;
-
Определять количество звуков в словах.
Навыки по обучению грамоте
Дети должны научиться:
-
Знать гласные и согласные звуки, буквы и их артикуляцию;
-
Уметь сливать согласные звуки с гласными;
-
Дифференцировать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные;
-
Знать образование слова;
-
Уметь делить слово на слоги;
-
Составлять из слов предложения;
-
Составлять из предложений рассказ.
Математические навыки
Дети должны научиться:
-
Выполнять математический счет до 10 и обратно;
-
Уметь писать цифры, соотносить цифры с числом;
-
Уметь соотносить с графической карточкой круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
-
Дифференцировать группы предметов по количеству, соотнося с понятиями «больше», «меньше»;
-
Решать примеры;
-
Решать задачи.
При подготовке к школе необходимо прививать у детей такие важные личностные качества как самостоятельность и ответственность, поэтому в 7 лет ребенок должен уметь:
-
Самостоятельно выполнять гигиенические процедуры;
-
Полностью одеваться на прогулку, в школу;
-
Наводить порядок в своей комнате;
-
Иметь 3-4 обязанности по дому: чистить обувь, протирать порог, ходить за хлебом, выносить мусор и др.
-
Уметь самостоятельно собрать портфель в школу;
-
Приготовить рабочее пространство на столе;
-
Уметь открывать и закрывать входную дверь в дом;
-
Приготовить незатейливый завтрак, ужин;
-
Уметь пользоваться без вреда для здоровья электрическими приборами;
-
Понимать, где существует опасность для его жизни;
-
Знать правила дорожного движения;
-
Уметь сходить в ближайший магазин.
Ключевым моментом подготовки детей в школу является профилактическая работа по предупреждению проблем адаптации детей в школе. Развитие наиболее важных для обучения характеристик в этом возрасте оказывается наиболее легко осуществляемым и позволяет добиться наилучших результатов: практически избавить будущих первоклассников от проблем в процессе дальнейшего их обучения.
Материал подготовила: Довгун Л.М.