Развитие математических способностей у дошкольников
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, не овладев полным знанием в пределах 10. Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, привить интерес к математике.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима. Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!
Игры для детей, в которые можно играть дома или по дороге в детский сад
1. «Чего больше»
Игра учит сравнивать количество предметов (множества) «на глаз», не считая.
Взрослый просит сравнить количество предметов, которые видит ребенок.
• Воробьев и голубей;
• Этажей в двух домах;
• Детей и взрослых во дворе;
2. «Столько – сколько»
Игра учит сравнивать множества.
Предложите ребенку показать столько пальцев,
• сколько подъездов в доме;
• сколько этажей в доме;
• сколько скамеек около дома
3.«Право – лево»
Игра учит ориентировке.
Когда вы с ребенком идете по улице, спросите, что находится у нас справа и слева.
4.«Измерение пути»
Измерить длину какого-то отрезка пути с помощью шагов взрослого и шагов ребенка. Сравнить количество шагов. Спросить у ребенка: «Почему получилось разное количество шагов, хотя мы прошли одинаковый путь? » (Чем больше мерка, тем меньше количество)
5.«Длиннее – короче»
Игра учит сравнивать предметы по длине «на глаз».
• у кого пальто короткое, а у кого длинное;
• у кого волосы длинные, а у кого короткие;
6.«Шире – уже»
Игра учит сравнивать предметы по ширине.
Что шире:
• проезжая часть или тротуар;
• тропинка или дорога;
7.«Высокий – низкий»
Игра учит сравнивать предметы по высоте.
Что выше:
• деревья или кусты;
• взрослый или ребенок;
8 « Сравнение»
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
9 « Цифры»
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
10 «Форма предметов»
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.
Предлагаемые игры-беседы, помогут развить математические способности и речь у детей. Такие игры развивают мыслительные процессы, воспитывают умения слушать вопросы, сосредотачивать внимание на содержании, высказывать суждения.
материал подготовила: Кошкарёва С.В.