^Вернуться

Баннеры

 

Портал государственных услуг Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

МАУ Ленинск-Кузнецкий МФЦ

Главная

Яндекс.Метрика

Вход

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

«Центр образования взрослых»

 

 

 

 

 

 

Управление дошкольной образовательной организацией в условиях перехода на ФГОС

 

Выпускная работа

 

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите

 

«____» ____________2014г.

 

Работа защищена

        

«___»_____________2014 г.      

 

с оценкой «____________»    

                                                                                                                     

 

 

Исполнитель:

Измайлова Татьяна Григорьевна,

слушатель группы  «Менеджмент в социальной сфере» 

Председатель АК

___________________

 

Члены комиссии:                                                    

1.__________________                             

2.__________________ 

3.__________________ 

4.__________________                  

Кемерово 2014

                   

 

 

 

 

 

 

                                                              Кемерово 2014

                                                           

 

Научный руководитель:

Игонина Татьяна Борисовна,

канд. пед. наук, доцент, проректор

по научно – методической работе КРИПК и ПРО

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава I. Теоретические основы управления ДОО…………………………..7

1.1 Понятие и содержание управления дошкольной образовательной организацией………………………………………………………….…………...7

1.2 Современные требования к обеспечению условий внедрения ФГОС ДО………………………………………………………………………………....13

1.3 Особенности управления  ДОО в условиях перехода на ФГОС ДО………………………..……………………………………………………..…18

Глава II. Система управления ДОО  в условиях перехода на ФГОС ДО………………………………………………………………………………...20

2.1 Характеристика  МАДОУ № 9……………………………………………...20

2.2 Анализ системы управления МАДОУ № 9………………………………...24

2.3 Система управления МАДОУ № 9  в условиях внедрения и реализации ФГОС…………………………………………………………………………..…28

Заключение…………………………………………………………………..….42

Список литературы…………………………………………….........................44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Современному российскому государству, развивающемуся в условиях перехода на инновационный уровень развития экономики, необходимо эффективное использование имеющихся ресурсов и совершенно иной уровень качества человеческого капитала. Последнее невозможно без повышения качества образования, что нашло свое отражение в Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации» [7] . Ставится новая цель в образовании: воспитание, социально–педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.В соответствии с новым законом дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

Такой подход сделал необходимым разработку федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. ФГОС представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, нормативно обеспечивает гарантии равенства – возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

ФГОС, ставит перед педагогами новые цели: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования. 

Кроме этого, поскольку самым ценным результатом деятельности системы образования является становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, соответствующей  социальному заказу общества, важнейшей задачей становится изменение позиции педагога по отношению себя и ребенка как субъектов образовательного процесса, по отношению педагогической деятельности, и по отношению ее содержания и результатов.

Введение ФГОС,  процесс многоплановый, требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе ДОО, и прежде всего в управлении. В настоящее время всем образовательной организации (далее - ОО) предстоит важная и сложная работа по внедрению стандарта: разработка основной образовательной программы ОО, освоение целевых ориентиров. Принципиально важным является и подготовка педагогов к реализации стандарта нового поколения, а руководителей - к инновационному развитию образовательной системы ДОО. Переход ОО на ФГОС влечёт за собой и необходимость принятия новых управленческих решений.

В связи с этим наибольшую актуальность приобретает значимость эффективного управления ОО, способного обеспечить выполнение поставленных государством задач. Решение данной задачи осложняется несоответствием содержания и функций существующей системы управления педагогическим коллективом требованиям государства к обеспечению условий внедрения ФГОС.

Данная проблема обусловлена противоречием между «старым» и «новым»: низким уровнем технологической и информационно-коммуникационной компетентности педагогических кадров и новыми квалификационными требованиями; устаревшей материально-технической базой и требованиями к компьютеризации образовательного процесса; управлением функционированием  ДОО и необходимостью управлять ее инновационным развитием; компетентностью управленческого аппарата в вопросах тактического управления и необходимостью обеспечения стратегического управления.

Данные противоречия определили актуальность и целесообразность нашего исследования.

Цель исследования:создание системы управления, способной обеспечить эффективное внедрение ФГОС ДО.

Объект исследования- процесс управления ДОО.

Предмет исследования - система управления ДОО по внедрению ФГОС ДО.

Гипотеза:переход на ФГОС ДО будет эффективным при условии изменения системы управления ДОО с учетом требований к условиям реализации ООП ДО: кадровым, информационно-методическим, финансово-экономическим, материально-техническим, нормативно-правовым.

Задачи исследования:

1.                Изучить теоретические основы управления ДОО;

2.                Определить современные требования к обеспечению условий внедрения ФГОС ДО;

3.                Проанализировать содержание и функции системы управления в ДОО;

4.                Определить изменения в системе управления в ДОО, необходимые для эффективного внедрения ФГОС ДО;

5.                Разработать новую систему управления в ДОО.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ литературы и публикаций, посвященных рассматриваемой теме, анализ статистических данных, метод прогнозирования.

Данное исследование носит прикладной характер, так как проведено с целью решения актуальной для конкретного образовательного учреждения проблемы. Практическая значимость исследования видится в возможности внедрения полученных результатов в практику управления дошкольной образовательной организации.

Структура работы построена в соответствии с логикой исследования, его темой, целью, задачами и включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Теоретические основы управления дошкольной образовательной организацией

 

1.1           Понятие и содержание управления дошкольной образовательной организацией в современных условиях

 

Дошкольная организация – многослойное системное образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей системы. Проблемы управления организацией являлись объектом во все времена. В XXIвеке «наука управления» стала развиваться еще активнее (А. Файоль, Ф. Тейлор, А. К. Гастев, М. П. Керженцев, О. А. Ерманский и др.).

Многие ученые - М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - в своих научных исследованиях определяли управление как стимулирующий элемент социальных изменений, планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели.

В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с трёх позиций:

1. Управление рассматривается как целеустремлённая деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития дошкольной организации.

Подобные определения, отмечают Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко являются важными с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющей в качестве своей цели получение определённого результат. Исследователи выделяют главные цели управленческой деятельности.

Первая цель – становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы).

Вторая цель – поддержание всех свойств системы, её упорядочение и стабилизация.

Третья цель – обеспечение оптимального функционирования системы.

Четвёртая цель – развитие системы, перевод её из существующего в новое, качественно более высокое состояние.

Вторая позиция. Исследователи рассматривают управление как «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого.

Третья позиция. Управление – взаимодействие субъектов. Такое понимание взаимодействия предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, и сам процесс взаимодействия как смены его состояний, что соответствует реальной управленческой практике.

К свойствам управления можно отнести: целеустремлённость, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.

Сущность управления, отмечают многие авторы (Ю. А. Конаржевский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, П. Т. Третьяков, Т. И. Шамова) выражается через его функции, в которых определён круг деятельности, её содержание, виды, назначение и роль.

В настоящее время ряд учёных считают, что состав и последовательность функций, из которых слагается процесс управления, один и тот же для всех самоуправляемых систем.

Н. В. Кузьмина определяет управление как совокупность пяти функций:

-  проектировочной, которая предполагает формулирование целей и задач, изменение разнообразных планов и задач;

-  конструктивной – суть которой состоит в моделировании разнообразных ситуаций;

-  организаторской, в которой реализуется исполнительская деятельность управляющего;

-  коммуникативная – нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления.

Управленческая деятельность может рассматриваться ещё и как процесс. Управление как процесс, отмечает В. Я. Якунин, представляет собой последовательность стадий, состояний, этапов развития, совокупность действий руководителя для достижения цели. Он выделяет следующие функции управления:

- сбор информации;

- прогнозирование;

- принятие решения;

- организацию исполнения;

- коммуникацию;

- контроль;

- коррекцию.

Существуют разные точки зрения на функциональный состав управления, поэтому целесообразно существование каждого из подходов к определению функционального состава. Функциональный подход к управлению позволяет практикам целостно представлять свою деятельность в виде управленческого цикла.

Ситуационный подход в управлении – его основой является конкретная ситуация, поэтому управляющий должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; предвидеть вероятные последствия от применения конкретных методов; уметь увязывать конкретные методы с конкретными ситуациями.

Оптимизационный подход в управлении заключается в том, чтобы достичь максимально возможных конечных результатов при рациональных затратах времени на управленческую деятельность.

Основные подходы к оптимизации управления отражены в работах исследователей В. П. Симонова, Р. Л. Кричевского, Ю. А. Конаржевского, Т. И. Шамовой. Они дают конкретные советы руководителю:

1.     Определение методологического подхода к решению проблем (видение модели, системность, конкретность, мера)

2.     Оптимальный подход. Он выполняет диагностическую, объяснительную, конструктивную, динамическую, методологическую, эвристическую, прогностическую функции.

Принципы методологического подхода:

-  системности (оптимальность, гармоничность, целостность);

-  конкретности (учёт руководителем традиций ДОО, его контингента, особенностей педагогического коллектива);

-  меры (экономия времени, повышение эффекта).

Оптимизация – выбор наилучшего варианта из возможного, наиболее соответствующего определённым условиям и задачам.

Оптимизировать управление дошкольной организацией – значит выбрать или сконструировать такую систему мер, которая, будучи примененной, в условиях конкретного образовательного учреждения так преобразовывала структуру и процесс управления, чтобы достигались не любые, а лучшие, чем прежде, максимально возможные конечные результаты.

Категории оптимизации:

1)     Категория «выбор» (выбирать, отбирать) – выбрать наиболее благоприятный вариант для своей деятельности из нескольких, а не пользоваться «универсальной методикой», не идти слепо, путём проб и ошибок.

2)     Категория «конкретные педагогические условия» (социальная ситуация в стране, характер микрорайона, города, где находится ДОО, традиции народа, возраст). Пол детей, уровень развития и т.д.

3)     Категория «критерии оптимальности» (достижение максимально возможных результатов управления, рациональность расходов, соблюдение нормативов времени при достижении максимально возможных результатов).

4)     Уровень оптимизации:

- по широте охвата элементов системы;

- по числу применяемых способов оптимизации;

- по степени новаторства и творчества.

5)     Способы оптимизации управления – целостная система:

- комплексирование;

- генерализация;

- конкретизация;

- демократизация, развитие самоуправления.

В современных условиях возросла роль научного управления дошкольной организацией. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного образования дошкольного; с повышением требований к  уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.

 Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой деятельности коллектива дошкольной организации.

Ученые считают, что управлять научно, значит выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в педагогическом процессе и планировать его в соответствии с этими тенденциями и учетом объективных возможностей.

  Ю.  Белая,  Ф.  Третьяков  в  управлении  ДОО  предлагают  использовать  следующие  функции:  мотивационно–целевую,  планово–  прогностическую,  диагностическую,  организационно-исполнительскую,  коррекционно- регулятивную,  контрольно-диагностическую.  Несомненно,  что  все  функции  взаимосвязаны  и  по  рейтингу  одинаковы.  Однако  на  наш  взгляд,  приоритет  следует  отдать  планово-прогностический,  контрольно-диагностической  функциям,  так  как  руководитель  ДОО  должен  планировать  и  прогнозировать  перспективы  развития  коллектива,  а  контрольная  функция  позволяет  удерживать  организацию  (ДОО)  на  заданном  уровне  [9,  с.  12].

  Грамотное  управление  ДОО  предполагает  изучение  потребностей  социальных  заказчиков  в  тех  или  иных  образовательных  группах,  контингента  воспитанников,  педагогов,  и  как  результат  -  качество  предоставляемой  услуги  -  качество  дошкольного  образования.

  Знание об особенностях социально-педагогических систем, их закономерностях позволяет обеспечить успешное управление дошкольной организацией в современных условиях. При этом специфика управления будет определяться особенностями объекта управления. Использование в управленческой деятельности руководителями ОО всей совокупности подходов позволяет им осмысливать процесс управления многоаспектно, успешно решать установленные задачи, достигать общей цели деятельности и максимально возможных результатов при рациональном использовании ресурсов.

 

1.2           Современные требования к обеспечению условий внедрения ФГОС

 

Под введением Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима для его введения.

Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основной общеобразовательной программы ДО - один из трех компонентов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Системное использование соответствующих видов ресурсов как системы должно гарантировать планируемый результат образования.

Реальное наполнение, поддержание ресурсов в актуальном состоянии призваны обеспечить регламенты, разрабатываемые применительно к каждой сфере ресурсного обеспечения и имеющие универсальный характер. На образовательном пространстве регламенты выступают как взаимосвязанная целостность различных установлений, норм, положений, инструкций, планово-прогностических и иных документов, подлежащих исполнению субъектами образования. Они задают номенклатуру и параметры ресурсов по их видам, являются инструментами управления процессом формирования и воспроизводства образовательных ресурсов и одним из инструментов процедуры оценки выполнения. Требований Стандарта к ресурсному обеспечению образовательного процесса в ДОО.

Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС ДО, если обеспечена готовность к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Критериями готовности образовательного учреждения к введению ФГОС являются:

- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО (цели образовательного процесса, расписание учебной деятельности,  финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

- разработана и утверждена основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

- приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО  и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательной организации;

- определен перечень учебных пособий, используемых в образовательной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО;

- разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования; заключены дополнительные соглашения (контракты) к трудовому договору с педагогическими работниками;

- определена оптимальная для реализации модель организации образовательной деятельности, в том числе взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, другими социальными партнерами, обеспечивающая реализацию основной общеобразовательной программы;

- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО;

- осуществлено повышение квалификации всех педагогических и руководящих работников  (возможно поэтапно по мере введения ФГОС ДО) образовательной организации;

- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В совокупности требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации ООП ДО стержневым являются требования к кадровым ресурсам в виду их ключевого значения. В результате выполнения требований система дошкольного образования должна располагать воспроизводимым - необходимым и достаточным - кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме, построенной на системно-деятельностном подходе. Кадровый потенциал дошкольного образования должны составить:

- педагоги, специалисты, способные эффективно использовать материально-технические, информационно-методические и иные ресурсы реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, управлять процессом личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития воспитанников и процессом собственного профессионального развития;

- педагоги-психологи, деятельность которых определяется потребностями создания психологически безопасной среды, проектирования зон ближайшего развития, установления реальной картины и проблем личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития воспитанников, психологического обеспечения деятельности педагогов и родителей;

- заведующий, старший воспитатель, завхоз, главный бухгалтер - ориентированные на создание системы ресурсного обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, управляющие деятельностью ДОО как единого социокультурного организма, ключевого звена развивающегося образовательного пространства, способные воспринимать и транслировать инновационные образовательные идеи и опыт.

Материально-технические ресурсы - первичный, исходный компонент ресурсного обеспечения реализации ООП ДО. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения в ДОО материально-технические условия, означающие наличие предметно – развивающей среды с учетом целей, устанавливаемых ФГОС в плане качества и эффективности образовательного процесса. Настоящие требования призваны через совокупность нормативов и регламентов сформировать и поддерживать в адекватном состоянии систему соответствующих условий.

Материально-технические ресурсы обеспечения реализации ООП ДО составляют:

- учебное оборудование;

- компьютерные и информационно-коммуникативные средства;

- технические средства обучения;

- дидактические пособия;

- игровое, спортивное и оздоровительное оборудование;

- оснащение групповых помещений;

- оснащение административных и учебных  помещений;

- малые формы  прогулочных участков.

Основными нормативными документами, определяющими требования к материально-техническим ресурсам, являются:

- перечень учебного оборудования;

- перечень игрового, спортивного и оздоровительного оборудования;

- требования к оснащению учебных и групповых помещений;

- требования к оснащению административных помещений;

- требования к малым формам прогулочных участков.

Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных материально-технических ресурсов дошкольного образования являются:

- удовлетворяющее потребности ДОО финансирование расходов на обновление и развитие их материально-технической базы;

- системные действия администрации ДОО по выполнению по объективной оценке этих ресурсов и осуществлению при необходимости коррекционных мероприятий.

Исходя из операциональных личностно-ориентированных целей современного дошкольного образования, материально-технический ресурс призван обеспечить:

- наглядность в организации процесса обучения и воспитания дошкольников;

- культуросообразность в становлении личности дошкольника;

- предметно-развивающую среду для реализации направлений личностного развития дошкольников на деятельностной основе. Подчеркнем, что ФГОС ориентирован на обеспечение реального перехода от репродуктивных форм деятельности к продуктивной самостоятельной познавательной деятельности, к поисково-исследовательским видам  работы, делает акцент на формирование системы компетентностей.

Информационно-методические ресурсы занимают своё, только им присущее место в системе ресурсного обеспечения реализации ООП ДО. Это существенный, необходимый, неотъемлемый компонент инфраструктуры, инструментального сопровождения дошкольного образования, без которого невозможен результативный образовательный и воспитательный  процесс. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения достижений современных результатов образования в ДОО информационно-методические условия образовательного процесса, означающие наличие информационно-методической развивающей образовательной среды на основе деятельностного подхода. Настоящие требования призваны через совокупность нормативов и регламентов сформировать и поддерживать в эффективном состоянии систему соответствующих условий.

Информационно-методические ресурсы обеспечения реализации ООП ДО составляют:

- информационно-методические ресурсы управленческой деятельности администрации ДОО (ФГОС ДО, учебный план, рабочие программы для платных образовательных услуг, общеобразовательная программа ДОО, материалы о личностном развитии воспитанников, модели целевых ориентиров, рекомендации по проектированию деятельности педагогов и воспитанников и т.д.);

- информационно-методические ресурсы обеспечения совместной деятельности взрослых и воспитанников (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы и т.д.).

- информационно-методические ресурсы обеспечения образовательной деятельности педагогов (печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические ресурсы и т.д.).

Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных информационно-методических ресурсов ДОО являются системные действия руководителя и всех членов администрации ДОО в пределах своей компетенции по выполнению настоящих требований, по объективной оценке (мониторингу динамики) этих ресурсов и осуществлению, в соответствующих случаях, коррекционных мероприятий.

Основными нормативными документами, определяющими требования к информационно-методическим ресурсам ОО, являются:

- перечень рекомендуемой литературы;

- список мультимедийных, видео- и аудиоресурсов.

Внедрение ФГОС влечёт за собой внесение изменений в содержание нормативно-правовой базы ОО. Анализ обеспечения нормативно-правовых условий выявил, что в ДОО имеются:

- учредительные документы,

- разрешения надзорных органов,

- локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения;

- штатное расписание,

- трудовые договора сотрудников.

Финансово-экономическое обеспечение ООП ДО - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения, обеспечивающие переход от финансирования затрат учреждения дошкольного образования к финансированию результатов деятельности.

Совершенно очевидным является то, что всё ресурсное обеспечение внедрения ФГОС требует дополнительного финансирования.

Введение ФГОС ДО является сложным и многоплановым процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является эффективное управление образовательным учреждением в условиях перехода ДОО на стандарты нового поколения.

 

1.3           Особенности управления ДОО в условиях перехода на ФГОС ДО

 

Современная  дошкольная  образовательная организация – сложная   адаптивная  система. К ней  предъявляются такие требования, что повышение уровня управления дошкольной организацией, становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития.

Руководитель ДОО обязан  гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Известный специалист в области психолого-педагогической деятельности Л. В. Поздняк отмечал, что при правильном руководстве организаций руководителю важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов ДОО на активное восприятие достижений общества [1].

 Управление детским садом в условиях введения  ФГОС ДО –  сложный и многогранный процесс. Его организация требует от руководителя принятия конструктивных, продуманных решений, без которых невозможно обеспечить системный и эффективный характер реализации нового в  законодательстве.

В  основе успешной управленческой деятельности  лежит непрерывное совершенствование знаний руководителя образовательной организаций в областях правовой и финансово-экономической грамотности.

В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольной организации, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всего ДОО как социальной единицы, то есть управлять качеством образовательного процесса.

 Процесс управления всегда строится посредством выполнения администрацией определенных управленческих решений. Любой руководитель,  занимаясь своим непосредственным делом, производит такие управленческие действия, как целеполагание; прогнозирование; планирование; организация; мотивация; стимулирование; координация; коммуникация; принятие решения; анализ; контроль; регулирование.

Они направлены на следующие объекты управления:

- учебно-воспитательную работу;

- опытно-экспериментальную работу;

- методическое обеспечение;

- обеспечивающие процессы и т.п.

Управленческие действия не изменятся в связи с введением новых стандартов, но должно измениться их содержательное и функциональное наполнение. Кроме этого, расширяется и усложняется состав объектов управления. В связи с введением ФГОС серьезному изменению подвергается вся управляющая система ДОО.

Особенностями управления ДОО являются недостаточно возможностей для развития материально-технического, информационно-методического и нормативно-правового обеспечения процессов управления.

Это обусловливает специфику управленческой деятельности руководителя ОО, который обязан обеспечить не только оптимальное функционирование ДОО как образовательной системы, но и ее инновационное развитие.

Системность и цикличность управленческой деятельности как основные принципы лежат в основе управления любым образовательным учреждением, независимо от его вида и масштаба. Для обеспечения реализации данных принципов в условиях инновационных преобразований руководителю ДОО необходимо внести изменения в организационную структуру учреждения.

Таким образом, содержание управления ДОО в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт имеет свою специфическую особенность, ввиду того, что ДОО является первой ступенью образования, усложняется процесс управления преемственностью дошкольного образования с начальной школой.

 

Глава II.Система управления  ДОО в условиях перехода на ФГОС ДО

2.1 Характеристика МАДОУ № 9

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 9» (далее МАДОУ № 9 ) на 170 мест был открыт 21.08.13г. МАДОУ № 9  имеет лицензию на осуществление образовательной деятельностичсми ть, Устав учреждения.

В своей деятельности МАДОУ № 9 обеспечивает достижение следующей  цели:

-   создание благоприятных условий, способствующих  становлению  и  формированию  эмоционально-волевой  сферы,  познавательных  интересов  у  детей  дошкольного  возраста,  физическому,  психическому  и  нравственному  развитию  как  факторов,  обеспечивающих  их социальную адаптацию.

Задачи:

1.Формировать  общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать  их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности.

2.Создать  благоприятные условия   для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром.

3.Обеспечить  психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в   вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Реализация образовательных задач  осуществляется в определенных видах деятельности в:

игровой деятельности (включая сюжетно-ролевую игру как

ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с

правилами и другие виды игры);

- коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;  восприятие художественной литературы и фольклора);

- самообслуживании  и элементарном бытовом  труде (в помещении и на улице);

- конструировании из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

- изобразительной (рисование, лепке, аппликация);

- музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

двигательной (овладение основными движениями) активность ребенка.

  Приоритетные направления деятельности МАДОУ определяются:

 - в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

- сохранение и укрепление здоровья ребенка;

- обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, с учетом потребностей воспитанников детского сада, их родителей, (социальный заказ).

На 01.10.14г. г. количество воспитанников МАДОУ № 9  составляет 237 человек.

Количество групп общеразвивающей направленности – 8, из которых 1-первая младшая,1 – вторая младшая, 2- средние, 2 – старшие, 2 – подготовительные группы.

 В МАДОУ № 9 имеется музыкальный и спортивный зал, сенсорная комната, кабинет педагога–психолога, учителя логопеда, песочной терапии, а так же методический кабинет, бассейн, фито–бар.

   Характеристика педагогического коллектива

Педагогический коллектив МАДОУ № 9 укомплектован полностью. Общее количество педагогов - 22 чел., из них 2 - совместителя. В МАДОУ № 9 работают 16 воспитателей, старший воспитатель, педагог - психолог, учитель логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Педагог дополнительного образования – внешний совместитель, инструктор по бассейну – внутренний совместитель.

Количественный состав работников МАДОУ№ 9

Всего работни-ков

Из них

Кол – во пед. работников совмести-телей

Кол-во пед.

работ-ников

Из них

Кол-во работни-ков обслуж. персонала

Кол-во

работн-иков

УВП

Кол-во работников админист-

рации МАДОУ

Кол-во воспитате-лей

Остальные пед. работники

46

    22

2

16

6

      19

3

2

 Качественный состав педагогов:

üпо образованию:

Кол-во пед.

работни-

ков

Высшее образова-ние

Из них высшее педагоги-

ческое

Незакончен

ное высшее

Среднее

профессии-ональное

Из них

средне проф. педагогичес-кое

Начальное проф. образова-ние

Среднее (полное образование)

22

15

15

-

4

3

-

-

üпо педагогическому стажу:

Кол-во пед.

работников

До 3 лет

От 3 до

5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 20 лет

От 20 до

25 лет

От 25 до 30 лет

Свыше

30 лет

22

5

 

3

7

2

2

3

üпо возрасту:

Кол-во пед.

работников

До 25 лет

От 26 до 30 лет

От 31 до

35 лет

От 36 до 40 лет

От 41 до 50 лет

От 51 до 55 лет

От 56 до 60 лет

Свыше

60 лет

22

1

6

2

4

6

2

1

-

üпо категориям:

Кол-во пед.

работни-ков

Высшая кат.

Первая кат.

Соответст-вие занимаемой должности

Без кат.

Из них педагогов со стажем до 5 лет

Высшая кат.

Первая кат.

Соответствие зан. должн.

22

6

9

2

5

-

1

-

 

2.2 Анализ системы управления МАДОУ № 9

 

               В структуре управления МАДОУ № 9 определены роли каждого члена коллектива в образовательном процессе.

              Управляющая система состоит из двух структур:

- общественное управление;

- административное управление.

Первая структура  – общественное управление:

Общее собрание трудового коллектива– принимает новые редакции Устава Учреждения, заключает коллективные договора, утверждает Правила внутреннего трудового распорядка

Педагогический совет- утверждает планы работы Учреждения, направления образовательной деятельности МАДОУ № 9, утверждает образовательные программы в ДОУ, организует внедрение педагогического опыта;

Совет ДОУ – вносит предложения в части материально – технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и работников МАДОУ № 9.

             Вторая структура – административное управление, имеющее многоуровневую структуру:

1 уровень – заведующий МАДО № 9

Заведующий самостоятельно решает вопросы деятельности учреждения, не отнесённые к исключительной компетенции других органов управления Учреждения и Учредителя.

Управленческая деятельность заведующего обеспечивает:

- материальные, организационные, правовые, социально – психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в МАДОУК № 9.

               Объект управления заведующего – весь коллектив.

Распоряжения заведующего обязательны для всех участников образовательного процесса.

               2 уровень – старший воспитатель, завхоз, старшая мед. сестра

Объект управления управленцев второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям;

               3 уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом

                 Объект управления третьего уровня – дети и их родители.

                 Вся основная нагрузка по управлению деятельностью МАДОУ № 9 ложится на плечи заведующего. Старший воспитатель согласно своим обязанностям выполняет в основном обеспечивающую деятельность, полномочия по выполнению контрольной функции им делегируются заведующим.

              С целью определения готовности МАДОУ № 9 к переходу на ФГОС управленческим аппаратом был проведен самоанализ соответствия имеющихся условий и ресурсов требованиям ФГОС ДО.

              В ходе самоанализа были рассмотрены имеющиеся в МАДОУ № 9 кадровые, материально-технические, информационно-методические, нормативно-правовые и финансовые ресурсы.

 Согласно требованиям ФГОС к кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО)  штатное расписание МАДОУ № 9 должно включать педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя, педагога дополнительного образования, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по бассейну,  заместителей заведующего по административно-хозяйственной работе.

 Результаты, полученные в ходе самоанализа, свидетельствуют, что определенные компоненты кадрового обеспечения не  требуют корректировки.

 В Программе развития МАДОУ № 9 не включено повышение квалификации педагогического коллектива в условиях внедрения ФГОС ДО.

Недостаточна база данных об образовательных потребностях и профессиональных затруднениях педагогических кадров. Педагоги недостаточно ориентируются в содержании ФГОС ДО. Требует усиления практическая составляющая формирования ключевых компетенций педагога.

Для лучшей мотивации  необходимо внести изменения в Положение о стимулирующих выплатах.

Согласно требованиям к материально-техническим ресурсам обеспечения реализации ООП ДО в МАДОУ № 9 имеется:

- учебное оборудование,

- технические средства обучения.

Однако, для перехода на реализацию ООП ДО не обеспечены следующие условия:

- не осуществлен полный анализ компонентов материально-технических ресурсов обеспечения реализации ООП ДО;

- материально-технические ресурсы обеспечения реализации ООП ДО дифференцируются в зависимости от содержания образовательных областей, не соответствуют требованиям;

- не соответствует требованиям перечень имеющихся технических средств обучения;

- отсутствуют мультимедийные обучающие программы;

- отсутствуют компьютерная и оргтехника для воспитанников;

Оснащение административных помещений МАДОУ № 9 - часть инфраструктуры управления образовательным процессом в ДОО, а также инфраструктуры управления педагогическим коллективом.

Административные помещения – кабинет заведующего, методический кабинет являются площадками обсуждения, принятия управленческих решений, вынесением оценочных суждений, средоточием педагогической и другой сопутствующей информации.

В МАДОУ № 9 есть кабинет заведующего, методический кабинет, оснащенный телефоном, факсом, компьютерной, множительной техникой. Дизайн и оформление кабинетов располагают к вдумчивой, аналитической работе, продуктивному обмену мнениями. Оснащение административных помещений является органической составляющей материально-технического ресурса обеспечения реализации ООП ДО.

Анализ исполнения требований к информационно-методическому обеспечению показал, что в МАДОУ № 9:

- ОУ имеет доступ к электронным образовательным ресурсам;

- имеются планы образовательной работы МАДОУ № 9;

- имеется основная общеобразовательная программа МАДОУ № 9;

- рабочие  программы дополнительного образования;

- имеется не в полном количестве учебно-методическая литература, дидактические пособия по основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программам дополнительного образования, в соответствии с ФГОС;

- собрана не в полном объеме нормативно – правовая база.

Необходимо:

- откорректировать программно-методические материалы, рабочие программы;

- разработать рабочую программу работы с одаренными и талантливыми детьми;

- разработать рабочую программу, обеспечивающую индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;

- провести цикл обучающих семинаров для педагогов по вопросам развивающего обучения, организации мониторинга (целевых ориентиров) личностного развития воспитанников;

- осуществление дополнительных образовательных услуг и т.д.

Внести изменения в Устав МАДОУ № 9, утвердить  новые должностные инструкции педагогических работников.

При анализе соответствия требованиям к финансовым условиям реализации ООП ДО было установлено, что объём финансовых средств, рассчитанный на основании регионального подушевого норматива, доводится до учреждения в полном объёме. Проведен предварительный расчет необходимых средств для реализации учебного плана воспитанников в 2014-2015 учебном году.

Выявлено, что имеющееся финансирование не предусматривает расходов:

- на обучение и повышение квалификации административно-управленческих работников;

- на проведение методической работы;

- на оплату работы по выявлению и поддержке одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д.

Таким образом, анализ системы управления МАДОУ № 9 и ее готовности к переходу на ФГОС ДО показал, что имеющиеся ресурсы не в полной мере соответствуют требованиям стандарта к условиям обеспечения реализации ООП ДО, а имеющаяся организационная структура управления  МАДОУ № 9 и исполняемый функционал не способны обеспечить создание необходимых условий и ресурсов.

 

2.3 Система управления МАДОУ № 9 в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО

 

В процессе анализа требований ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО мы пришли к пониманию необходимости внесения изменений в систему управления МАДОУ № 9.

В организационной структуре МАДОУ № 9 необходимо четко прослеживать следующие уровни подчинения и взаимоотношений:

I уровень: заведующий МАДОУ № 9.

II уровень: старший воспитатель, завхоз, старшая медицинская сестра, главный бухгалтер.

III уровень: руководитель методического объединения.

IV уровень: воспитатели, специалисты.

V уровень (служба обеспечения): технический и обслуживающий персонал.

Существенная сторона деятельности руководителя заключается в том, чтобы обеспечить согласование действий своих подчиненных по достижению желаемых результатов, а именно: распределение обязанностей работников в рамках созданных подразделений, четкое формулирование должностных обязанностей каждого работника; установление диапазона ответственности и контроля и делегирование полномочий.

Управленческая функция распределения обязанностей включает в себя не только определение перечня необходимых в МАДОУ № 9 должностей различного уровня, но и четкое разграничение обязанностей и функций между работниками. То есть каждый работник должен знать, что ему следует делать в силу своего служебного положения, и, наоборот, какие поручения непосредственно не входят в круг его должностных обязанностей.

 

Матрица распределения функционала в условиях перехода на ФГОС:

 

Функции управления

Комплексы задач

Пед.

совет

Заве-

дую-

щий

ст.

вос- ль

Рук- ль

м/о

Психо-лог

Гл. бухг.

Зав-хоз

1

Управление стратегией

Стратегический план

р

цпк

оа

м

 

 

 

Инновационная деятельность

р

ц

пока

м

 

 

 

2

Управление персоналом

Подбор персонала

 

цпокр

КА

м

а

 

 

Оценка и аттестация

 

цр

Пока

м

 

 

 

Расстановка персонала

 

цпорм

КА

 

 

 

 

Адаптация персонала

 

цкр

По

ма

оар

 

 

Обучение персонала

 

цпм

рк

оа

 

 

 

Мотивация и потребности

 

црмка

По

 

 

 

 

Методы управления

 

цпрм

ока

ка

 

 

 

Повышение квалификации

 

црм

ока

па

 

 

 

3

Управление подготовкой учебно – воспитательного процесса

Лицензирование образовательных и воспитательных программ

 

ц

пок

ма

 

 

 

 

Разработка планов учебно – воспитательной работы

р

ц

ока

мпоа

 

 

 

Рабочие программы

р

м

цпка

о

 

 

 

Методические разработки

р

 

цка

мопр

 

 

 

Комплектование контингента воспитанников

 

црм

опка

 

па

 

 

4

 

Управление учебно – воспитательным процессом

Режим дня

р

цмк

опа

 

 

 

 

Расписание НОД

 

црм

ока

 

 

 

 

НОД

 

ц

порка

ума

 

 

 

Методы обучения и воспитания

р

ц

порка

ма

 

 

 

Формы промежуточного контроля

 

цм

порка

оа

 

 

 

Методические объединения

 

цм

к

пора

 

 

 

Итоговые результаты воспитанников

р

цм

пка

 

а

 

 

5

Управление качеством воспитательно – образовательного процесса

Реализация ФГОС

р

ц

пока

ма

по

 

 

Критерии аттестации педагогов

р

цм

пока

 

 

 

 

Оперативный контроль качества

 

цм

порка

а

 

 

 

Качество работ и услуг МАДОУ № 9

 

цм

порка

пока

 

 

 

Платные образовательные услуги

 

цм

порка

 

 

 

 

6

Управление материально – техническим оснащением

Нормативы затрат ресурсов

 

цпрм

 

 

 

ока

ока

Потребности в ресурсах

 

цпрм

 

 

 

 

 

Заявки на ресурсы

 

цпрм

 

 

 

као

па

Поставки ресурсов

 

цпрм

 

 

 

као

 

Движение материалов на складе

 

 

 

 

 

црм

пока

7

Управление информацией и компьютериза-цией

Техническое обеспечение

 

рцм

па

 

 

ак

ок

Программное обеспечение

 

црм

 

 

 

ка

 

Справочно – библиографический каталог

 

цм

 

 

 

 

 

Телекоммуникации и Интернет

 

цпм

орка

 

 

 

 

8

Управление методическим процессом

Методология воспитательно - образовательного процесса

р

м

цок

поа

 

 

 

Современные образовательно  - воспитательные технологии

р

м

цка

поа

 

 

 

Мультимедийные технологии обучения

р

м

цка

поа

 

 

 

Система открытого воспитательно – образовательного процесса

р

м

цпока

 

кап

 

 

 

 

Государственные программы образования и воспитания для дошкольников

р

м

цпока

 

 

 

 

Учебно  - методические комплексы и стандарты

р

м

цп

ока

 

 

 

9

Управление организационно – воспитательной деятельностью

Культурно – массовая деятельность

 

м

цпорка

 

 

 

 

Физкультурно – спортивная деятельность

 

м

цпорка

 

 

 

 

Педагогическая и воспитательная деятельность

 

м

цпорка

 

кап

 

 

10

Управление подготовкой воспитанников к школе

Школа будущего первоклассника

 

м

цпорка

 

кап

 

 

Работа со школой

 

м

цпорка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

Условное сокращение: Ц - целеполагание, П - прогнозирование, планирование, О - организация, координация, Р - принятие решений, М - мотивация, стимулирование, К - контроль, учет, А - анализ.

                     
 

                Как видим, значительная часть функционала по управлению деятельностью МАДОУ № 9, которая входила в круг полномочий заведующего, перераспределена на заместителей и специалистов. Руководитель методического объединения выполняет обязанности только в пределах собственного круга компетенции.

Для управления введением стандартов первоначально был создан Совет по внедрению ФГОС, миссия которого заключается в том, чтобы обеспечить координацию действий всего педагогического коллектива, отвечать за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса, утверждать проекты, планы-графики изменений, стимулировать деятельность работников, разрешать возможные конфликты. Далее была сформирована рабочая группа по разработке программы изменений и дополнений образовательной системы МАДОУ № 9. Руководителем рабочей группы и координатором стал старший воспитатель.

          В состав рабочей группы были включены старший воспитатель, руководитель методического объединения, завхоз, специалисты (педагог- психолог, учитель–логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель),  представители родительской общественности.

           Между членами рабочей группы были распределены образовательные области (группы образовательных программ, тем), которые затем они анализировали и в рамках которых создавали необходимые документы. Так, например, старший воспитатель отвечал за создание Программы, воспитания и обучение воспитанников, являлся координатором деятельности педагогов по созданию программ по дополнительным образовательным услугам, а также координировал работу со специалистами.

            Для обеспечения эффективного введения ФГОС была составлена программа деятельности МАДОУ № 9 по внедрению ФГОС.

Программа деятельности МАДОУ № 9 по внедрению ФГОС ДО:

№ п/п

Мероприятие

Примерные сроки

Ответствен

ные

Ожидаемый результат

1 Нормативно – правовое направление

1

Проведение инструктивно – методических совещаний по ознакомлению с нормативно – правовыми документами, регулирующими введение  ФГОС

По мере поступления нормативно – правовых документов

Заведующий

Протоколы методических совещаний

2

Приведение должностных инструкций работников МАДОУ № 9 в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В течении года

Заведующий

Внесение изменений и дополнений в должностные инструкции

3

Внесение изменений и дополнений  в Устав МАДОУ № 9 

До 01.01.15г.

заведующий

Устав в соответствии с ФГОС ДО

4

Обеспечение соответствия нормативной базы МАДОУ № 9 (локальных актов) требованиям ФГОС ДО

2014 – 2015 г.

Заведующий, старший воспитатель

Внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующих деятельность МАДОУ № 9

5

Внесение изменений в программу развития МАДОУ № 9. Определение плана развития МАДОУ № 9 в соответствии с требованиями ФГОС.

В течение года

Рабочая группа

Программа развития в соответствии с ФГОС ДО.

6

Разработка Положения о результатах  освоения образовательной программы дошкольного образования (мониторинг)

по мере выхода методических рекомендаций 

Заведующий

Наличие Положения

7

Разработка ООП ДО, с учетом требований ФГОС ДО

В течение года

Рабочая группа

Приказ « О создании творческой группы по разработке ООП ДО». ООП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

8

Издание приказа «О создании рабочей группы по введению ФГОС ДО»

01.04.14г.

Заведующий

Приказ

9

Внесение дополнений в Положении о стимулирующих надбавках МАДОУ № 9 для членов рабочей группы по введению ФГОС ДО

01.07.14г.

Заведующий

Изменения в Положение о стимулирующих надбавках МАДОУ № 9

Организационно-управленческое направление

1

Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС  ДО в дошкольных учреждениях Кавалеровского муниципального района

 

до 01 .04.2014

 

заведующий

 

Создание и определение функционала рабочей группы МАДОУ № 9

2

Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО

 до 01.05.2014

рабочая группа

Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС ДО

3

Организация непрерывного повышения квалификации педагогических работников

2014 - 2015

 

заведующий

 

 

учебно-методический центр

Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к введению ФГОС ДО:

-        до 01 декабря 2014 года  - до 30 % педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по ФГОС ДО от общей численности педработников ДОУ района;

 

-        декабрь 2015 года  - до 100 % педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по ФГОС ДО от общей численности педработников ДОУ района

4

Предварительный анализ ресурсного обеспечения МАДОУ№ 9  в соответствии с требованиями ФГОС  ДО

 

 

      

до 01.03.2014

 

Заведующий

Получение объективной информации о готовности МАДОУ№ 9 к переходу на ФГОС  ДО

5

Разработка плана методического сопровождения  введения ФГОС  ДО  в МАДОУ№ 9

 

до 01.04.2014

методический или педагогический совет МАДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

6

Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС

 

Ежекварталь-но

Заведующий, ст. воспитатель

Ликвидация профессиональных затруднений и уточнение смысловых понятий у педагогов дошкольного образования

7

Разработка и утверждение календарно-тематических планов (рабочих программ) педагогических работников на 2014-2015 учебный год

 

до.01.09.2014

 

Заведующий

Наличие календарно-тематических планов, рабочих программ

8

Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ДО

по мере поступления

Педагог - психолог

Определение возможных психолого-профессиональных рисков и способов их профилактики, расширение и обновление психодиагностического инструментария на основе запросов и современных достижений психологической науки в области дошкольного образования

9

Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

 

до 01.09.2015

Заведующие ДОУ

 

Директора СОШ

 

10

Мониторинг введения ФГОС ДО

До 01.08.14г.

заведующий

Диагностические материалы

Кадровое направление

1

Инструктивно – методические совещания «Организация деятельности по внедрению ФГОС»

1 раз в квартал

Ст. воспитатель

Аналитические отчёты, скорректированные программы деятельности

2.

Оформление заказа на повышение квалификации педагогов

Август 2014

Ст. воспитатель

Программа повышения квалификации

3

Подбор кадров, реализующих дополнительные образовательные программы

Август 2014г.

Заведующий, ст. воспитатель

 

Методическоенаправление

1

Цикл семинаров по введению ФГОС ДО

В течение года

Ст. воспитатель

План семинаров, реализация плана

2

Участие в работе августовских секций по переходу на ФГОС ДО в 2014г.

Август

Заведующий, педагоги

Работа секций и выработка плана перехода на ФГОС ДО

3

Повышение квалификации на курсах

В течении года

педагоги

Повышение квалификации

Материально – техническое направление

 

1

Обеспечение обновления МАДОУ№ 9 в соответствии с требованиями ФГОС ДО к минимальной оснащенности учебного процесса.

 

до 01.01.2016

Заведующий

Определение необходимых изменений в оснащенности МАДОУ№ 9 с учетом требований ФГОС ДО

2

Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОУ.

 

 

постоянно

Заведующий

Приведение в соответствие материально-технической базы реализации ОП с требованиями ФГОС ДО

3

Обеспечение ДОУ печатными и электронными образовательными ресурсами

 

до 01.01.2016

Заведующий

Оснащенность методкабинетов МАДОУ№ 9 необходимыми учебно-методическим комплексом, учебными,  справочными пособиями, художественной литературой

4

Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС ДО  к электронным образовательным ресурсам, размещённым в федеральных и региональных базах данных.

постоянно

Заведующий

Создание условий для оперативной ликвидации профессиональных затруднений педагогов

5

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

 

постоянно

Заведующий

Расширение возможностей доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса

Организационно-информационное направление

1

Размещение на сайте МАДОУ№ 9 информации о введении ФГОС ДО

ежемесячно

Заведующий

Обеспечение условий открытости информирование родителей о ходе и результатах внедрения ФГОС  ДО

2

Обеспечение публичной отчётности МАДОУ о ходе и результатах введения ФГОС ДО (Включение в публичный доклад заведующего МАДОУ  раздела, отражающего ход введения ФГОС ДО

до 01 августа каждого календарного года

Заведующий

Информирование общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС   ДО

3

Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОУ на новые ФГОС ДО

2014

 2015

Заведующий

всех субъектов образования

                

В целях организации деятельности педагогов приводилась в соответствие нормативная база МАДОУ № 9: было утверждено Положение о Совете по введению ФГОС ДО, должностные инструкции, разработаны приказы: « О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС ДО нового поколения», «О создании рабочей группы для разработки и управления программой по введению ФГОС ДО», «О введении новой должностной инструкции для педагогических работников», «О введении плана работы МАДОУ № 9 в образовательный процесс 2014 – 2015 учебного года».

Рабочей группе предстояло ответить на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС ДО?» Стояла задача определить те изменения, которые требует от нас новый стандарт в следующих областях: в содержании дополнительных образовательных программах; в образовательных технологиях; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Одним из результатов организационно-управленческого шага стала Основная общеобразовательная программа МАДОУ № 9.

За основу ООП взята примерная образовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы. Многие разделы программы взяты без изменений, так как в МАДОУ № 9  на данный момент нет достаточного научного ресурса для написания собственного оригинального продукта. Однако есть разделы, которые отражают индивидуальность нашего образовательного учреждения. Это касается вариативной части, так как именно в нём видим потенциал обновления и расширения содержания образования.

При разработке ООП ДО, включающего инвариантную, вариативную часть, мы анализировали следующее:

Статус образовательного учреждения (выбор приоритетов образования в данном образовательном учреждении).

Направления развития в МАДОУ № 9. Соответствуют ли они типу, виду, целям и задачам образовательного  процесса?

Какие направления дополнительного образования  реализуются в образовательном учреждении и насколько эффективно?

Какие новые дополнительные образовательные услуги, виды деятельности (проектная, исследовательская или др.) должны быть введены в образовательный план МАДОУ?

Какие формы работы будут использоваться при организации совместной деятельности воспитанников?

Обеспечена ли реализация общеобразовательной программы необходимыми ресурсами?

Возможности социальных партнеров МАДОУ № 9.

Намечено изучение дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ближайшими учреждениями (МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи», «МОУ ДОД «ДШИ № 18», ЦБС им. Крупской), продумывание возможных вариантов совместной работы с ними.

Прошло выявление при помощи анкетирования запросов детей и родителей на дополнительные  образовательные услуги.

На сегодняшний день организована совместная деятельность взрослых и детей, основанная на внутренней интеграции основного и дополнительного образования в условиях МАДОУ № 9.

Такая организация дополнительных образовательных услуг  позволит:

· создать условия для свободного общего развития личности;

· выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

· способствовать выбору образовательного маршрута (индивидуального образовательного пути/траектории) воспитанника;

· обеспечить каждому воспитаннику «ситуацию успеха»;

· содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

     Следующий шаг требует технологизации образовательного процесса. Воспитатели и педагоги при обучении детей должны обеспечивать интегрированное обучение, вводить технологию «Портфолио», проектную деятельность, ИКТ,  организуя собственное обучение, пользоваться такими технологиями как  Мастер-класс.

      Для осуществления технологизации учебного процесса требуется подготовка и переподготовка современного педагога. В условиях реализации нового Стандарта педагогу предоставляются большие, чем раньше, возможности быть менеджером - управляющим процессом образования: в большей степени учитывать и использовать личностные особенности и возможности воспитанника, свои компетенции и методические пристрастия.

На данный момент мы ориентируемся на следующий Стандарт готовности педагога к работе по новым ФГОС:

Курсовая подготовка (теоретическая - знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая - разработка ООП ДО, программ дополнительных платных услуг  и т.д.).

Планирование своей деятельности:

определяет свои цели как целевые ориентиры воспитанников,

образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника МАДОУ № 9;

определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание проблемных ситуаций);

составляет сценарий непосредственно образовательной деятельности (НОД), ориентируясь на программу формирования  УД, осуществляет рефлексию проведённого НОД.

Разрабатывает и демонстрирует приёмы и методы организации НОД, направленных на реализацию нового содержания образования.

Организует самостоятельную индивидуальную и коллективную продуктивную мотивированную деятельность воспитанников.

Включает воспитанников в ситуации, необходимые для освоения коммуникативных, проектных и исследовательских умений.

Использует критерии, показатели и процедуры оценивания результатов, делая их ясными и понятными для воспитанников.

Осваивает проектную, исследовательскую деятельность путём участия в проектировании и реализации проектов

Демонстрирует компетентное поведение - собственную ответственность за результат, способность к кооперации и диалогу.

Такое внимание к роли педагога требует эффективного управления кадровым ресурсом. В МАДОУ это и учеба педагогов, и проблемные семинары, и курсы повышения квалификации, и конкурсное движение. Проблемной зоной остается мотивация. Не так много возможностей для эффективной мотивации существует на сегодняшний момент. И если со временем совершенствуется информационный ресурс, улучшится информационно-методическое обеспечение учебного процесса, будут подвижки в материально-техническом обеспечении, усовершенствуется новая система оплаты труда, то пренебрежение психологическим фактором, может свести на нет все перечисленные выше изменения. Поэтому нужно позаботиться о педагоге - создать условия для обучения, подумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить с мыслью, что ничего особенно не изменяется.

Для этого необходимо учесть нормативно-правовой и финансовый факторы. Педагогу нужны чёткие планы действий, конкретные, операциональные инструкции и указания. Нужна финансовая поддержка педагогов и МАДОУ в целом.

Итак, переход на новый стандарт осуществлен эффективно:

- образовательный процесс обеспечен необходимыми ресурсами в соответствии с требованиями к условиям реализации ООП ДО;

- изменена система управления МАДОУ № 9 в условиях перехода на ФГОС ДО, которая  предполагает осуществление административными и педагогическими кадрами не только новых для них функций, но и нового содержания деятельности;

- предложена система управления самим процессом перехода на новый стандарт, реализованного на основе программно-целевого метода.

Таким образом, наша гипотеза о том, что переход на ФГОС ДО будет эффективным при условии изменения системы управления МАДОУ № 9, подтвердилась.

 

Заключение

В результате исследования нами решены следующие задачи.

Изучены теоретические основы управления образовательным учреждением. Специфика управления будет определяться особенностями объекта управления. Развитие науки управления предлагает разные подходы к определению содержания управленческой деятельности. Использование в управленческой деятельности руководителями ОУ всей совокупности подходов позволяет им осмысливать процесс управления многоаспектно, успешно решать установленные задачи, достигать общей цели деятельности и максимально возможных результатов при рациональном использовании ресурсов. Эффективность управления в ОУ обусловливается синтезом всех подходов, а возможность использования каждого из них определяется конкретными условиями функционирования учреждения или его структурных подразделений, степенью профессионализма руководителей, масштабами учреждения, конкретной ситуацией.

Определены специфические особенности управления МАДОУ № 9 которые заключаются в:

недостаточных возможностях для развития материально-технического, информационно-методического и нормативно-правового обеспечения процессов управления.

Определены современные требования к обеспечению кадровых, материально-технических, информационно-методических, нормативно-правовых условий внедрения ФГОС.

Проанализировано содержание и функции системы управления МАДОУ № 9. Сделан вывод о том, что имеющиеся ресурсы не в полной мере соответствуют требованиям стандарта к условиям обеспечения реализации ООП ДО.

Определены изменения в системе управления, необходимые для эффективного внедрения ФГОС.

Разработана новая система управления МАДОУ № 9, которая предполагает распределение функционала. Значительная часть функционала по управлению деятельностью МАДОУ № 9, которая входила в круг полномочий заведующего, перераспределена на заместителей и специалистов.

Таким образом, цель работы - создание системы управления МАДОУ № 9, способной обеспечить эффективное внедрение ФГОС ДО, достигнута.

Гипотеза исследования об обусловленности эффективности перехода на ФГОС ДО изменениями системы управления МАДОУ № 9, подтвердилась: созданные кадровые, информационно-методические, материально-технические и нормативно-правовые условия соответствуют требованиям к условиям реализации ООП ДО, система управления процессом перехода на новый стандарт доказала свою действенность и жизнеспособность.

 

Список литературы

1.                Анапченко, М.Ю. Управление образовательными системами. Особенности руководства и лидерства в Российском образовании/М.Ю. Анапченко, П.Е. Овсянкин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.avpu.pomorsu.ru

2.     Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителя/ Б.А. Аникин. - М.: ИНФРА, 2010. с.123- 140с.

3.                Безуглов Ю.И., Безуглова Л.П. Управление качеством образования: концепция, критерии, модель / Ю.И. Безуглов, Л.П. Безуглова, //Управление качеством в образовательном учреждении: сборник научных статей и тезисов - Уральский государственный педагогический университет; Екатеринбург, 2012. – 155 с. – с. 23-33.

4.                Васин С. М., Бареева И. А. – К вопросу о совершенствовании системы управления общеобразовательным учреждением // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. -№ 24.-с. 251–255.

5.                Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса [Текст] / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Чита, октябрь 2013 г.).  — Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. — с. 38-41.

6.     Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2009г. – 12-14с.

7.                Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года./Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008г. №1662-р [текст].

8.     Колесникова, И.А., Педагогическое проектирование/И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2005г. – 203-204с.

9.                Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Концепция модернизации образования до 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru.

10.           Третьяков П.И. К вопросу о состоянии проблемы управления качеством образовательных систем / Третьяков П.И. // Проблемыпедагогики и психологии, - 2012. - №4. – с.295-301.

11.           Управленческая деятельность руководителя развивающегося: Методические рекомендации/ Навазова Т.Г., Максименкова О.А.; КРИРОиПК. - Сыктывкар, 2008г. – с.69 -70.

 

8. 9. Колосова, С.Л. Основы психологии управления для руководителей / С.Л.Колосова, Т.Г. Навазова. - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2009г. - 149с.

10. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента/О.Т. Лебедев, А.Р. Каньковская - СПб: 2004г.

11. Мазур, И.И. Управление проектами: Справочное пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. - М.:Высшая школа, 2001.-875с.

12. Моисеев, А.М. Проектное управление в образовании/, А.М. Моисеев, О.М. Моисеева.- М.:АПК и ППРО, 2007г.-124с.

13. Плахова, Л.М. Организация труда руководителя образовательного учреждения/ Л.М. Плахова, Н.Н. Решетников, Е.Н. Шимутина. - М.: АКП и ППРО, 2007.- с.51-54.

14.

15. Фомина, А.Б. Менеджмент как наука и искусство / А.Б. Фомина // Дополнительное образование и воспитание.- 2008.- №1.- с.15-21.

16. Чернышова, Т.В. Управление развитием образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие/ Творческий центр - Москва 2005г.

17. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив/ Р.Х. Шакуров - М.: Просвещение, 2005.-207с.

Copyright © 2013-2014. KIDS ScHO0LKript@mail.ru